Россия: III Сибирский медико-фармацевтический форум
В 2020 г. в России будут производить каждое второе лекарство из тех, что продается в стране, – такую цель поставило перед фармрынком Министерство промышленности и торговли еще 3 года назад. Пока программа импортозамещения не достигла столь значимых результатов: сейчас зарубежные препараты занимают около 80% рынка.
Курс на приоритет отечественных лекарственных средств был объявлен в 2009 г. Сейчас общероссийские показатели таковы: 89% препаратов, закупаемых по программе дополнительного лекарственного обеспечения, – импортного производства, только 11% сделаны в России. Красноярский край в этом плане выглядит более продвинутым: здесь по программе ДЛО процент закупки отечественных лекарств в денежном эквиваленте увеличился за 3 года с 38% до 55%.
«Первоначально мы настороженно отнеслись к инициативе импортозамещения, наш регион всегда закупал препараты самого высокого качества, – отмечает Вячеслав Добрецов, первый замминистра здравоохранения Красноярского края. – В итоге в качестве мы не проиграли. В этом году мы впервые заключили 3-летние контракты с российскими производителями на поставку лекарств, в том числе аукцион выиграла и наша “Красфарма” – она будет поставлять антибактериальные препараты. Плюс долгосрочного контракта для бюджета в том, что цена фиксируется и в течение 3 лет меняться не будет». Замминистра называет и проблемные моменты, которые возникли при переходе на программу импортозамещания. “Было не просто убедить врачей и пациентов в необходимости перехода на отечественные препараты, – говорит он. – Пока все закупки регулирует 94-й ФЗ, главным критерием при выборе лекарств остается стоимость, что не совсем верно. Кроме того, проведение клинико-экономического анализа закупленных препаратов еще не достигло необходимого уровня: нужно более тщательно работать над выявлением побочных эффектов, расчетом затрат, которые требуются на их устранение”.
Проблемы развития отрасли обсуждали красноярские и столичные эксперты на третьем Сибирском медико-фармацевтическом форуме. Специалисты положительно оценивают решение правительства отдать предпочтение отечественным препаратам. «Импортозамещение преследуют две основные задачи, – отмечает Лилия Титова, представитель Ассоциации российских фармпроизводителей. – Первая – национальная безопасность страны, нельзя, чтобы мы зависели от импорта. Вторая – сдерживание роста цен и экономия госбюджета. Мы перешли от термина “отечественный” к термину “локальный”, поскольку в последние годы на территории России открыты новые производства, в том числе и зарубежных компаний, которые ориентируются на потребности нашего здравоохранения» Вячеслав Добрецов уточняет: “Под словом “отечественные” мы подразумеваем компании, которые занимаются производством, а не перепродажей лекарственных средств в нашей стране”. Стоимость остается решающим фактором при выборе препаратов и у рядовых потребителей, и при осуществлении госзакупок. Опрос ВЦИОМ показал, что 77% жителей страны считают, что покупка лекарств наносит серьезный удар по семейному бюджету, 69% респондентов приходилось отказываться от препарата из-за его дороговизны. «Сдерживание цен хорошо для потребителя, но плохо для производителей, поскольку при таком подходе у них нет денег на развитие науки, разработку новых лекарств», – считает Л. Титова. За рубежом на создание 1 препарата расходуется $3-11 млрд. В России новые лекарства сейчас не разрабатываются. «Большая часть старых институтов закрылась, – рассказывает Титова. – Но еще остались некоторые подразделения, правда, разработкой новых лекарств они не занимаются, но отслеживают, какие препараты выходят из-под патента, чтобы приступить к производству дженериков. В конце прошлого века было изобретено множество новых препаратов, срок действия их патентов истекает в ближайшее время. Сейчас на рынке появится множество дженериков – их непатентованных аналогов. Не только в России, но и во многих других государствах лишь около 20% фармрынка составляют оригинальные препараты, остальное – дженерики. Число некоторых аналогов одного лекарства достигает 50 наименований. “Это неправильно, – считают эксперты. – Создается внутренняя конкуренция, начинается демпинг цен, что в итоге может повлиять на качество товара”. Лилия Титова считает, что к 2020 г. появятся лекарства, разработанные в России. Для этого необходимо объединить усилия различных организаций. “В стране уже развиваются фармацевтические кластеры, – говорит она. – Это удачное сочетание нескольких ресурсов – инфраструктуры, производства, научной базы, системы подготовки кадров, которое позволит продвигать отечественные разработки”.
«Российский фармрынок развивается по такой же схеме, как и в других государствах. Мы относимся к странам, которые наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов. Темпы роста таковы, что предположительно к 2015 г. войдем в первую десятку государств по объему фармрынка. Сдерживание цен, экономия бюджетных средств, слияние локальных компаний – все это характерно для стран с развивающимся рынком, в том числе для России». – говорит Мария Денисова, менеджер по оперативным вопросам российского представительства компании IMS Health.
В государствах со зрелыми рынками большее внимание уделяется вопросам оценки качества и лекарств, и медицинских технологий в целом. В большинстве стран работает система лекарственного страхования: государство возмещает гражданам часть средств, затраченных на приобретение препаратов. Эксперты уверены: такое будущее ждет и Россию. «Нам необходимо создать организацию, которая занималась бы оценкой технологий здравоохранения, – считает Андрей Куликов, ведущий научный сотрудник лаборатории фармакоэкономических исследований Первого Московского государственного медуниверситета им. И. М. Сеченова. – Другие вопросы: кто будет заниматься этими исследованиями и станет ли правительство прислушиваться к рекомендациям специалистов». “В 2013-2015 гг. нас ждут серьезные изменения, – говорит В. Добрецов. – Придет контрактная система. Будет введено лекарственное страхование. Нам предстоит научиться работать в новой системе”. (Городские новости/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: рынок композиционных материалов России к 2020 году может вырасти в 10 раз
Объем мирового рынка композитов составляет 12 млн. т/год и не менее 700 млрд. евро в денежном выражении. Объемы производства композитов в России исчисляются десятками тысяч тонн и составляют 0,3-0,5% от мирового объема.
Такие данные привел министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе первого заседания Межведомственного совета по вопросам развития разработки, производства и применения композиционных материалов. В денежном выражении объем сектора гражданского потребления едва достигает 12 млрд. руб./год. “В советское время мы были лидерами в этой отрасли, сейчас занимаем одно из последних мест”, – отметил Денис Мантуров. В причинах такого отставания пытались разобраться участники совещания, представители власти и бизнеса.
По мнению генерального директора “РТ-Химкомпозит” Сергея Сокола, низкая степень производства неметаллических композиционных материалов в России обусловлена рядом причин: это зависимость от импорта качественного сырья и высокотехнологичного оборудования, отсутствие единых общероссийских норм и правил проектирования конструкций, технических регламентов. “Затрудняет внедрение композиционных материалов в конструкции также отсутствие квалифицированных кадров по их проектированию, изготовлению и обслуживанию. Все это требует комплексной перестройки научно-производственной структуры отраслей, выпуск продукции которых в XXI веке невозможен без использования композиционных конструкций, – отметил Сергей Сокол. – Внедрение этих технологий возможно только при условии консолидации усилий всех заинтересованных участников. Поэтому, чтобы продвигать отрасль, производителям необходимо объединиться. Сейчас наблюдается серьезная борьба за те средства, которые выделяются государством. Финансируются в основном военные отрасли, эти средства нужно постепенно переводить в гражданский сектор”.
Несмотря на низкие показатели, эксперты убеждены, что у российского рынка композитов есть перспективы роста и к 2020 г. он может увеличиться более чем в 10 раз. “Традиционным потребителем композитов в России являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, авиапромышленность, космос, судостроение. Анализ мирового опыта показывает, что наиболее перспективными и массовыми рынками композиционных материалов являются рынки строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры (автомобили, железные дороги, трубопроводы, ЖКХ, транспортное машиностроение, электроника и электротехника), – рассказал глава Минпромторга. – Транспортные сектора могут составлять до 2/3 от всего объема потребления композитов. Процесс взаимодействия на примере федерального дорожного агентства показывает, что возможен успешный результат. Мы будем использовать этот опыт и в других секторах”.
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, есть возможность использования испытательных полигонов, создаваемых в рамках программы развития транспортной системы, в целях испытания композитов.
По мнению директора ФГУП “ВНИЦСМВ” Дмитрия Скоболева, причиной отсутствия единых технических регламентов в сфере производства и применения композиционных материалов является большое количество национальных технических комитетов, которые задействованы в разработке стандартов. “Сейчас существует примерно 23 технических комитета и 200 нормативных документов, в которых 70% занимают стандарты. Разработка взаимосвязи и координации между стандартами – серьезная сфера развития, – отметил он. – Сейчас одной из первоочередных задач совместной работы совета является формирование нормативно-технической базы, развитие исследовательской деятельности и формирование современной системы подготовки специалистов. Также мы предлагаем создать реестр композиционных материалов, в котором должны содержаться методы испытаний и параметры материалов”.
Одним из факторов успешного развития рынка должна стать модернизация производства композиционных материалов. “Основные задачи модернизации состоят в обязательном снижении веса конструкций, повышении устойчивости к коррозии и повышении срока эксплуатации изделий. Также необходимо внедрять идеологию учета жизненного цикла изделий, – объяснил Денис Мантуров. – Мы готовы рассмотреть конкретные предложения производителей по созданию приемлемых условий долгосрочного кредитования и инвестиционных проектов по созданию и модернизации производств”.
Сергей Сокол предложил производителям создать инжиниринговый сектор, который поддерживал бы принцип взаимодействия и открытости и позволил бы осуществить отрасли инновационный скачок. “Нужно заполнять ниши и обосновывать привлечение ресурсов. Нельзя закрывать друг от друга наработанные испытания. Мы должны разработать единую для всех инфраструктуру”, – считает он.
“Для того, чтобы открыть новые рынки, нам необходимо сформировать полноценную систему нормативно-технических документов, регламентирующих производство, подтверждение соответствия и применение композитных материалов, изделий и конструкций в различных секторах экономики. Речь идет не только о стандартах, но и о документах, нормирующих правила применения материалов. Мы должны дойти до конкретного потребителя. Любой проектировщик, например в сфере дорожного строительства, должен иметь доступ к полноценной базе данных российских композитов. Методики расчета конструкций и ценообразования на композиты должны быть так же понятны и доступны, как и для традиционных материалов”, – подчеркнул Мантуров.
В итоге участники совета предложили создать рабочую группу по стандартизации и к 2013 г. утвердить более 50 новых стандартов по композиционным материалам. (Российская Бизнес-газета/Химия Украины, СНГ, мира)
В рамках стратегической секции II международного форума “Большая химия” представители ведущих компаний обсудили проблемы и перспективы развития нефтегазохимического комплекса ПФО и России в целом, а также рассказали о стратегиях развития своих предприятий и новых проектах, реализуемых до 2020 г.
В последние годы в различных сегментах российского химического комплекса наметилась тенденция к образованию объединений, формируемых, прежде всего, крупнейшими газовыми и нефтяными компаниями, которые заинтересованы в создании интегрированных комплексов по переработке имеющихся ресурсов химического и нефтехимического сырья. К числу таких компаний относится и “Башнефть”, которая стремительно трансформировалась из нетранспарентной региональной группы компаний в более эффективную ВИНК (вертикально интегрированную нефтяную компанию) и становится лидером отрасли по темпам прироста добычи и качеству переработки.
Президент ОАО АНК “Башнефть” Александр Корсик отметил, что у компании есть все для дальнейшего развития. Значительные запасы нефти, подтвержденные независимым аудитом, обеспечат компанию сырьем более чем на 20 лет. Темпы прироста годовой добычи в компании по итогам 2011 г. составили 23% по сравнению с 2009 г. (CAGR 11%). В “Башнефти” широко используются методы интенсификации добычи нефти.
Что касается нефтепереработки, то в компании сосредоточены крупные перерабатывающие мощности (24,1 млн. т/год), предпочтение отдается производству продуктов с высокой добавленной стоимостью, постоянно растут доли розничных продаж и мелкооптовой торговли на внутреннем рынке. А. Корсик выразил озабоченность политикой государства в отношении нефтепереработки, которая направлена на увеличение бюджетных поступлений за счет снижения объемов переработки нефти, превышающих внутренние потребности в нефтепродуктах. Так, при действующей налоговой системе государство изымает до 90% прироста в цене нефти свыше $25/барр., на нефтепродукты, поставляемые на экспорт, доля изъятия существенно ниже. Государство рассматривает возможность увеличения экспортных пошлин на нефтепродукты, приближение их к уровню пошлины на нефть, по сути запретительному для экспортных поставок. Кроме того, рассматриваются предложения по снижению пошлины на нефть с аналогичным увеличением пошлины на нефтепродукты. Эта идея поддерживается почти всеми ВИНК, поскольку экспорт нефти практически вдвое превышает экспорт нефтепродуктов и, кроме того, в этом случае, произойдет увеличение цены нефти, реализуемой на внутреннем рынке. По мнению президента “Башнефти”, снижение экспортной пошлины на нефть при одномоментном увеличении экспортной пошлины на нефтепродукты даст положительный результат по отрасли в целом и для большинства ВИНК, кроме “Башнефти”.
Спикер отметил, что профицит автомобильных бензинов в РФ будет увеличиваться до 4 млн. т/год по базовому и до 7 млн. т/год по оптимистическому сценарию. Профицит дизельного топлива на рынке РФ составит 30 млн. т/год по базовому и 40 млн. т/год по оптимистическому сценарию. Его прогноз по динамике спроса негативный. Производство нефтепродуктов в России неизбежно должно сокращаться. Возможный выход – использование нефтяного сырья для производства расширенной номенклатуры нефтехимической продукции для внутреннего рынка и экспорта, например балена (полипропилен и сополимеры пропилена), полиэтилена высокого давления, ацетона, фенола, альфа-метилстирола, изопропила, синтетического каучука и др.
Однако успешное развитие нефтехимии в РФ невозможно без устранения основных проблем отрасли, среди которых: неконкурентоспособность импортозамещающей российской продукции; невозможность точного прогноза развития отрасли ввиду появления принципиально новых инновационных технологий, в том числе биотехнологий; недостаточно благоприятный инвестиционный климат, влияющий на создание СП с зарубежными владельцами технологий и лицензий; рост цен на сырье и электроэнергию, высокие затраты на логистику и др.
Условие развития – первичные ресурсы
Существующее положение в российской нефтехимии охарактеризовал Владимир Ракитский, вице-президент ОАО “Объединенная нефтехимическая компания”. Спикер подчеркнул, что сегодня в России экспортируются значительные объемы первичных сырьевых ресурсов (нефть, газовый конденсат, сжиженные газы), в результате маржинальный доход остается вне пределов страны, не увеличивается потенциальная налогооблагаемая база и не создаются дополнительные рабочие места, не растет конкурентоспособность как продукции, так и компаний-произво-дителей. Как следствие – низкий уровень инвестиций, глубокое технологическое отставание по качеству и ассортименту готовой продукции.
Вместе с тем, в России есть все условия для развития нефтехимии. Прежде всего, это наличие крупнейшей в мире сырьевой базы: в РФ по итогам 2011 г. добыто 509 млн. т нефти (1 место в мире) и 669 млрд. куб. м природного газа (2 место в мире). Однако имеющиеся совокупные мощности пиролиза (около 2,5 млн. т по этилену) не позволяют перерабатывать такие объемы сырья и полностью удовлетворять внутренний спрос. Необходимо также стимулировать внутреннее потребление нефтехимической продукции. Сегодня среднедушевое потребление крупнотоннажных пластмасс в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. В настоящее время в РФ анонсированы проекты строительства новых установок пиролиза общей мощностью более 10 млн. т, значительно повышено внимание государственной власти на федеральном уровне к вопросам нефтехимии. Это вселяет надежду на успешное развитие отрасли.
Точки роста
К основным отраслям промышленности, развитие которых стимулирует рост производства продуктов нефтехимии, в том числе полимеров, следует отнести автомобилестроение, ЖКХ, дорожное и жилищное строительство. Согласно прогнозам, объем производства автомобилей в России к 2016 г. достигнет 3 млн., наблюдается тенденция все более широкого использования различных автокомплектующих из полимеров. При строительстве новых зданий и ремонте помещений широко используются энергосберегающие материалы, в ЖКХ наметился переход на полимерные трубы, в стране идет масштабная модернизация транспортной инфраструктуры. Строительство спортивных и инфраструктурных объектов в преддверии крупнейших международных спортивных мероприятий, наращивание мощностей и рост производства электротехники и электроники также способствуют развитию нефтехимии в России.
России нужны продуктопроводы
По мнению В. Ракитского, одним из основных факторов, тормозящих развитие нефтехимии в стране, является неразвитость инфраструктуры, в частности отсутствие этиленопроводов. В Европе все крупные нефтехимические центры соединены этиленопроводами. В 80-е годы прошлого столетия в СССР был разработан план создания сети этиленопроводов, которые позволили бы обеспечить сырьем все нефтехимические предприятия страны. Но ему не довелось осуществиться. В 2020 г. спрос на ШФЛУ предприятий ПФО прогнозируется на уровне 8-10 млн. т/год, поставки таких объемов углеводородного сырья по железной дороге практически невозможны, поэтому строительство продуктопровода ШФЛУ является крайне важным.
АНК “Башнефть” и ОАО “Объединенная нефтехимическая компания ”
В конце 2011 г. была создана новая структура – ОАО “Объединенная нефтехимическая компания”, в состав которой вошли производственные мощности ОАО АНК “Башнефть”: нефтедобыча 15 млн. т/год, нефтепереработка 24 млн. т/год, нефтехимия (пиролиз 200 тыс. т/год, параксилол/ортоксилол 170 тыс. т/год, бензол 70 тыс. т/год), а также активы Petrochemical Holding GmBH: терминал и розничная продажа СУГ в Польше, нефтеперерабатывающий бизнес в Румынии RAFO SA, российские химические предприятия (ООО “Корунд” – цианид натрия, ЛКМ, ПУ системы; ОАО “Дзержинское Оргстекло” – ММА и ПММА, ЗАО “Хемкор” – трубы из ПВХ). Стратегия развития ОАО “ОНК” подразумевает создание крупного вертикально интегрированного нефтехимического холдинга с производственными активами в Башкортостане и Нижегородской области. Планируется производство широкого ассортимента востребованной рынком продукции.
Планы ОАО “Газпром нефтехим Салават”
Стать к 2020 г. одной из ведущих нефтехимических компаний, используя новейшие технологии и стратегические преимущества ОАО “Газпром” (обеспечение сырьем), – такова стратегическая цель ОАО “Газпром нефтехим Салават”. О программе, реализуемой компанией до 2020 г., рассказал Алексей Задорин, заместитель гендиректора по развитию “Газпром нефтехим Салавата”. Целевые показатели стратегического развития компании: достижение за 8 лет уровня EBITDA более 64 млрд. руб. (40% от общего показателя) при текущем уровне EBITDA – 18 млрд. руб.; увеличение мощности по переработке нефти до 6,8 млн. т при текущем уровне 4,7 млн. т; увеличение мощности по переработке газового конденсата до 2,8 млн. т с текущих 1,8 млн. т; увеличение пиролизных мощностей за счет сырьевой базы по ШФЛУ до 1,2 млн. т.
Компания планирует повысить выход светлых нефтепродуктов с 50% до 80% в соответствии с требованиями технического регламента по сере <10 ppm, а также увеличить долю перерабатывающих мощностей на мировом рынке с 2% до 13%, снизить расходные коэффициенты по сырью и диверсифицировать производство нефтехимической продукции путем организации производств новых продуктов во Всероссийском центре газовой химии. Повышение выхода светлых нефтепродуктов будет осуществляться за счет строительства установок каталитического крекинга мощностью 1,1 млн. т, гидрокрекинга мощностью 1,5 млн. т, новых установок по алкилированию и изомеризации. Глубина переработки углеводородного сырья увеличится с 70% до 89% при вводе в эксплуатацию установки замедленного коксования (мощность 2,0 млн. т) и модернизации установок гидроочистки. Производство бензина будет увеличено по сравнению с текущим в 2,8 раза, производство дизеля достигнет 3,6 млн. т (рост в 1,7 раза), а выпуск нафты составит 2,0 млн. т (рост в 2,2 раза).
Выпуск базовых продуктов нефтехимии будет расширен за счет строительства установки пиролиза ЭП-800 с дальнейшим расширением мощности до 1 млн. т/год, а затем до 1,4 млн. т. В качестве сырья предполагается использовать нафту и ШФЛУ. Интеграция нефтепереработки и нефтехимии позволит реализовать синергию от использования нафты и ШФЛУ в качестве сырья для пиролиза, а также побочных продуктов пиролиза для НПЗ.
Доля в производстве пластиков “Газпром нефтехим Салават” в РФ возрастет к 2020 г. с 2% до 13%, что позволит войти компании в тройку лидеров нефтехимического рынка России. В планах – строительство цепочки акриловой кислоты и СП по производству суперабсорбентов и стирол-акриловых дисперсий.
С 2008 г. по 2010 г. на модернизацию производств направлено около 7 млрд. руб. На форуме “Большая химия” в 2011 г. компания объявила о новой стратегии развития производственных мощностей и росте капитальных вложений на 10 млрд. руб., в 2014-2017 гг. инвестиции в реализацию программы составят 50 млрд. руб.
Всероссийский центр нефтегазохимии
Реализация программы развития “Газпром нефтехим Салават” станет основой и залогом успеха создания круп-нейшего центра российской нефтегазохимии. Генеральный директор ОАО “Газпром нефтехим Салават” Дамир Шавалеев сообщил о статусе проекта. В соответствии с четырехсторонним соглашением (ОАО “Газпром нефтехим Салават”, Министерство промышленности и инновационной политики РБ, администрация ГО Салават, ООО Управляющая компания “Индустриальный парк Салават”), с целью повышения качества нефтепродуктов и их поставки на внутренний рынок России ОАО “Газпром нефтехим Салават” приступил в текущем году к реализации первого этапа проекта по созданию Всероссийского центра нефтегазохимии: на установке ЭЛОУ-АВТ6 начаты пусконаладочные работы. Инвестиции, направленные в модернизацию оборудования сырьевой базы, составили 8,3 млрд. руб. Начато проектирование и заказывается оборудование для ПГУ-410Т. Инвестиции в проект составляют 15 млрд. руб. Одновременно разрабатывается проектная документация для модернизации очистных сооружений, инвестиции в экологию – 2,2 млрд. руб. Вторым этапом создания Всероссийского центра нефтегазохимии предусмотрено расширение этиленового комплекса до 380 тыс. т/год (3,2 млрд. руб.), строительство производства полиэтилена низкого давления – 120 тыс. т/год (6,5 млрд. руб.), строительство комплекса акриловой кислоты (21 млрд. руб.).
Начаты также предпроектные работы (Pre FEED) для установки ЭП-1000 с полной переработкой этилена-пропилена. Требуемые инвестиции в установку оцениваются в 90 млрд. руб. В III квартале текущего года будет введена в эксплуатацию после капитального ремонта установка ЭП-300 в ОАО “ГПНС”, что позволит начать строительство этиленопровода “Газпром нефтехим Салават” – “Каустик” для обеспечения бесперебойного снабжения сырьем ОАО “Каустик”.
Проекты “Сибура”
Новые проекты ключевых направлений бизнеса дирекции пластиков и органического синтеза ОАО “Сибур Холдинг” озвучил член правления холдинга и управляющий директор ДПиОС Сергей Мерзляков. Спикер заметил, что все направления тесно связаны между собой.
Развитие этиленовой цепочки предполагает строительство нового производства оксида этилена в ОАО “Сибур-Химпром” (Пермь), а при увеличении мощности действующего производства ЭП-60 до ЭП-300 – строительство производства моноэтиленгликоля МЭГ-300. На предприятиях “Сибур-Нефтехима” и “Сибур-Химпрома” возможно строительство производств, которые позволили бы углубить переработку этилена. В качестве бизнес-идеи компания рассматривает производство растворителей, пищевых добавок и консервантов, а также продукции специальной химии.
Повышение эффективности пропиленовой цепочки возможно за счет снижения потребления энергоресурсов, выходов побочной продукции и углубления переработки сырья. “Сибур” планирует полностью отказаться от продажи пропилена на рынке и увеличить мощность производства бутиловых спиртов до 200 тыс. т/год за счет использования родиевого катализатора. В перспективе – создание собственного производства оксида пропилена ОП – 150 тыс. т/год и выход в сегмент компонентов для полиуретановых систем с организацией собственного производства.
Так как “Сибур” является единственным производителем терефталевой кислоты в РФ и СНГ, то в планах компании создание производства ТФК-350 для обеспечения сырьем всех производителей ПЭТФ на территории РФ и СНГ. Однако для этого необходима сырьевая база – наращивание мощностей дефицитного параксилола планируется на Омском НПЗ. Реализация проекта ТФК-350 создаст предпосылки для расширения мощностей ПЭТФ и в самой компании. Что касается стирольного направления, то в III квартале 2012 г. “Сибур” готов пустить 2-ую очередь вспенивающегося полистирола Alphapor (ПСВ) годовой мощностью 50 тыс. т. В долгосрочной перспективе планируется создание производства в ОАО “Пластик” графитонаполненного ПСВ, а также увеличение мощности производства этилбензола на 40 тыс. т и стирола на 45 тыс. т/год.
Холдинг активно развивает направление переработки пластмасс с целью получения конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. “Сибур” в апреле 2012 г. довел до 100% долю в крупнейшем в России производителе полипропиленовой пленки. Общий объем продукции группы “Биаксплен” и “Биаксплен НК” в 2011 г. превысил 82 тыс. т. Мощности БОПП-пленок обеспечены сырьем собственного производства. По итогам прошедшего года предприятия группы “Биаксплен” приобрели у “Сибура” 65 тыс. т полипропилена. Холдинг планирует расширение марочного ассортимента продукции ООО “Сибур-Геосинт”, а в долгосрочной перспективе – расширение марочного ассортимента продукции переработки пластмасс в ОАО “Пластик”. Сегодня прорабатываются варианты сотрудничества с потенциальными инвесторами в рамках площадки ОАО “Пластик”.
“Сибур” стремится наращивать мощности в сегментах продукции с высокой добавленной стоимостью, которая пользуется большим спросом у потребителей. Именно поэтому рассматривается создание технологической платформы дальнейшего развития бизнеса ПАВ для новых отраслей-потребителей и развитие бизнеса за счет углубления цепочки переработки продукции на базе действующего производства акриловой кислоты. Расширение марочного ассортимента полимерной продукции позволит “Сибуру” войти в новые высокомаржинальные сегменты специальной химии. (“The Chemical Journal”/Химия Украины, СНГ, мира)
Польша: рынок свободно продающихся (ОТС) препаратов и дженериков покажет стабильный рост
В 2012-2014 гг. рынок ОТС-препаратов в Польше продолжит расти, хотя прирост этого сегмента рынка будет меньшим, чем в 2011 г. Такой вывод следует из аналитических прогнозов компании “PMR” относительно развития польского фармрынка в 2012-2014 гг.
Главным фактором, обусловливающим развитие польского фармрынка в ближайшие годы, является вступление в силу 1 января 2012 г. закона от 12 мая 2011 г. “О реимбурсации лекарственных средств, пищевых продуктов специального предназначения и медицинских изделий” (Ustawa o refundacji lekow, srodkow spozywczych specjalnego przeznaczenia zywieniowego oraz wyrobow medycznych). Такой вывод делают авторы отчета “Rynek produktow OTC w Polsce 2012. Prognozy rozwoju na lata 2012-2014″ польского филиала компании “PMR Publication”, опубликованного в августе 2012 г. Этим законом вносятся существенные изменения в механизмы системы реимбурсации в Польше. К наиболее важным из них относится установление квоты расходов на реимбурсацию в 17% общего бюджета государственного органа социального страхования – Национального фонда здоровья (Narodowy Fundusz Zdrowia – NFZ). Для реимбурсируемых препаратов введены предельные цены (устанавливаются Министерством здравоохранения в процессе переговоров с производителем либо дистрибутором), а также ограничение оптово-отпускной и розничной наценки. Изменены критерии включения препарата в список реимбурсируемых средств, которые во многом были поставлены в зависимость от данных исследований. Решение о включении препарата в список для реимбурсации принимает министр здравоохранения на основании мнения экономической комиссии, рекомендации главы Агентства по оценке медицинских технологий (Agencja Oceny Technologii Medycznych) и данных о клинической эффективности.
Также была устранена схема “альтернативной реимбурсации” (refundacja ulomna). Если до вступления закона в силу препарат, который не попадал в список реимбурсируемых, был аналогом одного из реимбурсируемых препаратов (оригинальный препарат, произведенный в другой стране ЕС под другой торговой маркой, или дженерик либо аналог с теми же показаниями по III уровню АТС-клас-сификации, обладающий терапевтической эквивалентностью и одинаковым способом введения, что и реимбурсируемый препарат) и при этом имел более низкую цену, врач мог его выписать в рамках реимбурсационной программы. С 2012 г. реимбурсируются только препараты, включенные в реимбурсационный список.
Закон полностью запрещает рекламу аптек и аптечных пунктов, а также их деятельности (за исключением распространения информации о локализации и времени работы аптечного учреждения, что не является рекламой). Также новый закон полностью запрещает рекламу пунктов внеаптечной продажи и их деятельности (например отделов супермаркетов, торгующих ОТС-препаратами и парафармацевтической продукцией), относящейся к реализации лекарственных средств или изделий медицинского назначения. Помимо этого, введен запрет на скидки и промоакции для реимбурсируемых препаратов на всех этапах товаропроводящей цепи.
Вступление в силу данного закона стало одним из главных факторов, которые в 2012-2014 гг. повлияют на развитие польского рынка ОТС-препаратов (который включает совокупность аптечных и неаптечных продаж лекарственных средств и диетических добавок). Так, закон о реимбурсации, запрещая рекламу аптечных учреждений, не запрещает таковую ОТС-препаратов внутри аптек (за исключением того, что реклама лекарственных средств не может содержать рекламы аптечных учреждений, то есть аптека не может рекламировать себя через продукт, например, сообщая о том, что то или иное лекарственное средство в конкретной аптеке можно купить со скидками либо по акционной цене). Можно предположить, что на фоне полного запрета рекламы реимбурсируемых средств возможность рекламы ОТС-препаратов приведет к увеличению объема их продаж.
Вступление в силу нового закона о реимбурсации может обусловить увеличение наценки на ОТС-препараты. Так как данный акт вводит предельную наценку на препараты из реимбурсационного перечня, аптечные учреждения пытаются компенсировать убытки, повышая наценки на ОТС-препараты. Также, вероятно, аптечные учреждения будут стремиться ограничивать складские площади, отводимые для рецептурных препаратов из реимбурсационного перечня, расширяя ассортимент безрецептурных лекарственных средств.
Уже сегодня можно утверждать, что все больше польских производителей фармацевтической продукции стараются увеличить долю ОТС-препаратов в своем продуктовом портфеле, чтобы минимизировать сокращение доходов от продажи реимбурсируемых препаратов. Вероятно, аптечные сети в ближайшее время тоже будут корригировать профиль своей деятельности и развивать направление ОТС-препаратов.
В сложившихся условиях польские фармпроизводители планируют инвестировать в наращивание производственных мощностей для выпуска ОТС-препаратов ввиду благоприятной ситуации в стране для этого сегмента рынка. Например “Oleofarm”, польский производитель диетических добавок, пустит до конца 2012 г. новое производство в регионе Нижняя Силезия на территории Валбжихской специальной экономической зоны (Walbrzyska Specjalna Strefa Ekonomiczna). Компания “Polfa Lodz”, производитель безрецептурных лекарственных средств и диетических добавок, начала в марте 2011 г. строительство новой фабрики в Лодзьской специальной экономической зоне (Lodzkа Specjalnа Strefа Ekonomicznа). Объем инвестиций в этот проект оценен на уровне 44 млн. злотых (около 4,5 млн. евро), а окончание строительства запланировано на III квартал 2012 г. Компания “Laboratoria Natury” заявила о намерениях построить новую фабрику в подзоне Люблинской специальной экономической зоны “Европарк Мелец” (Podstrefa Lublin Specjalnej Strefy Ekonomicznej Euro-Park Mielec). Инвестиции в строительство составят около 16 млн. злотых (около 3,8 млн. евро). Строительство должно быть закончено к 2015 г. Один из инвесторов строительства, израильская компания “Maabarot”, заявила о намерении перенести на новые мощности часть производства своей продукции.
Объем рынка ОТС-продуктов в Польше в 2011 г. увеличился на 5% по сравнению с 2010 г. и достиг 7,9 млрд. злотых (около 1,9 млрд. евро). Факторами роста в 2011 г. стали общее повышение цен (вызвавшее удорожание лекарственных средств в том числе), выведение на рынок новых продуктов, старение населения, рост заинтересованности в ответственном самолечении, здоровом образе жизни, а также высокая заболеваемость гриппом (в 2 раза выше, чем в 2010 г.). Эти факты позволили “PMR” предположить, что в 2012-2014 гг. будут сохраняться отмеченные в прошлом году на рынке тренды, динамика роста рынка ОТС-препаратов в Польше хоть и не достигнет значений 2011 г. (по причине ухудшения макроэкономической ситуации), но будет положительной и в среднем составит около 3% в год.
Дженериков станет больше
Новый закон о реимбурсации, помимо увеличения доли ОТС-препаратов в продуктовом портфеле производителей и аптечных сетей, приведет к увеличению на рынке доли рецептурных дженериков. Такой вывод делают авторы аналитического отчета “Rynek lekow generycznych i innowacyjnych w Polsce 2012. Prognozy rozwoju na lata 2012-2014″. В Польше доля дженериков на рынке в денежном выражении является одной из наиболее высоких в Европе и составляет около 65%. В натуральном выражении объем дженериков еще выше и составляет 80%.
Исходя из принципов нового реимбурсационного законодательства, которое жестко ограничивает расходы на возмещение стоимости реимбурсируемых средств (17% совокупного бюджета NFZ), можно ожидать сокращения в списке реимбурсируемых средств количества оригинальных препаратов и увеличения доли дженериков. К тому же можно ожидать уменьшения объема продаж реимбурсируемых средств и их замещения препаратами, не входящими в списки реимбурсации, среди которых дженериков больше, чем инновационных препаратов. Исходя из этого можно ожидать, что рынок рецептурных дженериков будет развиваться приблизительно такими же темпами, как и рынок ОТС-препаратов: около 3% в год в 2012-2014 гг.
Хотя рост польского рынка дженериков в ближайшие годы будет опережать таковой рынка инновационных препаратов, в скором времени можно ожидать появления новых инновационных продуктов польского производства. Этому будет способствовать софинансирование разработки инновационных препаратов как научными институтами, так и фармкомпаниями из европейских фондов.
Например, в мае 2011 г. в Забже была пущена нанотехнологическая лаборатория Силезского медицинского университета. В декабре 2011 г. при Ягеллонском университете в Кракове открыт Центр развития лекарственных средств, который будет заниматься междисциплинарными исследованиями в области поиска новых механизмов фармакотерапии, фармакологического воздействия и разработкой инновационных препаратов от предварительных исследований до начальных фаз клинических исследований.
Польская биотехнологическая компания “Mabion” получила грант в рамках операционной программы “Иннова-ционная экономика” (Program Operacijny Innowacyjna Gospodarka) на развитие инновационных терапевтических моноклональных антител для лечения лимфомы.
Компания “Pharmena” занимается коммерциализацией инновационных продуктов в области дерматологии, также разработкой инновационных препаратов занимается один из крупнейших польских фармпроизводителей – “Polpharma”.
В общей сложности польские фармкомпании в 2012 г. инвестировали в создание инновационных препаратов 460 млн. злотых (около 110 млн. евро), что, по данным консалтинговой компании “CASE-doradcy”, на 160% больше, чем в 2010 г. Вряд ли доля инновационных продуктов польских фармпроизводителей на европейских рынках будет существенной, но развитие новых технологий убедительно доказывает научно-производственный потенциал и конкурентоспособность польской фарминдустрии.
Диетические добавки – лидеры роста
В 2012-2013 гг. темпы роста рынка диетических добавок и спортивного питания в Польше составят около 9-15% в год. Такой вывод делают авторы аналитического отчета “Rynek suplementow diety w Polsce 2011. Prognozy rozwoju na lata 2011-2013″. Хотя динамика развития рынка будет ниже, чем в “докризисные” 2006-2008 гг., она значительно превосходит темпы развития ОТС-препаратов. Можно предположить, что в ближайшие годы будет сохраняться тренд заинтересованности продуктами растительного происхождения, который обусловливал быстрое развитие рынка в предыдущие годы и позитивно влиял на продажи.
Тем не менее, следует учитывать динамику 2007-2011 гг., которая свидетельствует, что рост рынка диетических добавок постепенно снижается (так, в 2010 г. были зафиксированы наиболее низкие с начала века темпы роста – 4% в год). И хотя снижение темпов развития рынка в 2010 г. во многом было обусловлено временным снижением покупательной способности поляков в период экономического кризиса и вступления в силу национального законодательства о “пограничных медицинских продуктах”, из-за которого около 10% фирм было вынуждено прекратить дистрибуцию части выпускаемых ими диетических добавок, темпы роста рынка этого сегмента будут замедляться, хотя и прогнозируется сохранение положительной динамики в ближайшие несколько лет. (Аптека/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: объем канадского фармацевтического рынка достигнет $46 млрд. к 2020 году
По данным отчета аналитической компании Globaldata, объем канадского фармрынка к 2020 г. составит $45,9 млрд. против $19,7 млрд. в 2011 г. при среднегодовом темпе роста (CAGR) 9,9%, сообщает бизнес-портал Healthcare Packaging.
Этому будут способствовать такие факторы, как старение населения и принятая в стране универсальная система здравоохранения. В 2010 г. 14% населения Канады составляли люди в возрасте старше 65 лет. На их долю приходилось около 44% расходов на здравоохранение, осуществляемых провинциальными и территориальными властями. В ближайшем будущем, прогнозируют эксперты, количество населения этой возрастной категории увеличится и к 2020 г. составит почти 17%. Универсальная система здравоохранения в Канаде покрывает все население, поэтому основная доля расходов приходится на государство. В среднем государственные расходы составляют около 70% общих расходов на здравоохранение, доля частных страховых компаний составляет примерно 12%. По данным Канадского института информации в области здравоохранения, к концу 2012 г. расходы на здравоохранение вырастут более чем на $7 млрд. и составят $210 млрд. (около 14% от ВНП). (Фармацевтический вестник/Химия Украины, СНГ, мира)
Россия: производство фармацевтической продукции в январе-августе 2012 года увеличилось
Объем производства фармацевтической продукции в январе-августе увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 22,2%, говорится в оперативном докладе Росстата.
В августе производство выросло по сравнению с августом 2011 г. на 28,8%, а по сравнению с июлем текущего года – на 6,2%. (Прайм/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: российское производство сэндвич-панелей увеличится вдвое
Занимающаяся исследованиями на российском рынке сэндвич-панелей компания “INFOLine” установила, что по итогам I полугодия на территорию РФ были завезены 7 крупных полнокомплектных линий для производства сэндвич-панелей. Общая стоимость импортированного оборудования, по оценкам специалистов, составляет не менее 250 млн. руб. Данные производственные комплексы были получены московским “Мосстрой-31″, питерским ООО “Стройпанель. Торговый дом”, а также другими крупными производителями сэндвич-панелей. Многие крупные компании в настоящее время занимаются модернизацией оборудования и производственных площадок. В частности, дозировочно-заливочную машину высокого давления, предназначенную для изготовления сэндвич-панелей с наполнителем PIR-PUR, приобрел вентиляционный завод “Лиссант”. Проявляют активность в модернизации производства и другие производители.
За I полугодие 2011 г. в Россию было завезено оборудования на чуть более 100 млн. руб., а за аналогичный период 2010 г. – на 37 млн. руб. Текущий рост вложений в новое оборудование свидетельствует о том, что производство сэндвич-панелей в России увеличится, в первую очередь для покрытия возрастающего спроса на эти изделия. (Окна и Двери/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: к концу 2012 года рынок теплоизоляционных материалов России вырастет на 15%
Рынок теплоизоляционных материалов, по данным экспертов, с начала года вырос на 20%. В 2011 г. темпы роста доходили до 100% по сравнению с 2010 г. Участники рынка настроены оптимистично и полагают, что к концу года рынок подрастет еще на 15%.
Ситуация на рынке теплоизоляционных материалов неразрывно связана с положением дел в строительной сфере. СЗФО в I полугодии показал довольно высокие темпы роста объемов строительных работ, прирост по сравнению с 2011 г. составил 13,1%, приводит данные Владимир Степура, заместитель гендиректора ООО “ПКП Ресурс”. Об активном развитии говорит и Виктор Адамов, исполнительный директор СТД “Петрович”. “Рынок по-прежнему стабильно растет. Большинство крупных производителей наращивает объемы выпуска или планирует это сделать. Растут и розничные продажи. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 15-20%”, – отмечает Адамов. По его подсчетам, на северо-западе России в месяц продается около 100 тыс. куб. м стекловаты, примерно столько же каменной ваты, 60-70 тыс. куб. м приходится на экструдированный пенополистирол. В целом объем рынка составляет до 1 млрд. руб. в месяц, а цены растут примерно на 5% два раза в год перед сезоном и осенью, поясняет Адамов.
В Петербурге и Ленинградской области основными игроками рынка теплоизоляции являются ООО “Строительные материалы”, которое производит теплоизоляционные материалы под маркой “Изотек”, ООО “Пеноплэкс СПб”, занимающее лидирующие позиции по производству экструдированного пенополистирола, и ООО “Роквул-Север”. 50% рынка изделий из минеральной ваты приходится на Rockwool, 54% производства экструдированного пенополистирола – на “Пеноплэкс”, рынок стекловаты в равных долях делят URSA и “Изовер”. “Доля российских производителей на этом рынке стремится к нулю. Другое дело, что у всех крупных игроков российского рынка теплозвукоизоляции, а это иностранные компании, есть производства в стране. На эти производства приходится значительный объем рынка. Например, в сегменте каменной ваты порядка 70% занимает продукция Rockwool, а большую часть сегмента стекловаты делят между собой Isover, Ursa и Knauf”, – считает Виктор Адамов. “Рынок теплоизоляционных материалов в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать как достаточно зрелый и стабильный, основные игроки сохраняют позиции на протяжении длительного времени”, – говорит Елена Мочалова, замдиректора по продажам RockwoolRussia. Мочалова отмечает, что рынок теплоизоляционных материалов Санкт-Петербурга является высококонкурентным, на нем представлен широкий ассортимент продуктов как российских, так и зарубежных производителей. Появление новых крупных игроков на столь насыщенном рынке маловероятно, считает она. По данным Елены Васильевой, менеджера по маркетингу ООО “ТИМ”, расширение производств затеяли основные игроки рынка. Например, строительство завода по производству минераловатного утеплителя Paroc может существенно повлиять на расклад сил в секторе рынка, где лидерами являются Rockwool и “ТЕХНОНиколь”. Нижний порог инвестиций в такое производство эксперты оценивают в EUR50 млн.
Эксперты прогнозируют, что рынок теплозвукоизоляционных материалов будет расти быстрыми темпами еще долгое время, а структура спроса останется неизменной. “Рынок будет расти примерно на 10-15% в год. Кроме того, со временем девелоперы и строители будут уделять все больше внимания энергоэффективности своих проектов, что повысит спрос на качественную и экологичную теплоизоляцию”, – прогнозирует Виктор Адамов. “Свою лепту в развитие отрасли теплоизоляционных материалов внесло и ужесточение контроля за соблюдением законодательства в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Можно смело прогнозировать стабильный рост рынка теплоизоляционных материалов на ближайшие несколько лет”, – считает Елена Васильева. “Делать краткосрочные прогнозы довольно сложно, поскольку рынок изоляционных материалов зависит от развития строительного рынка, который опирается на общую экономическую ситуацию в стране и в мире. Однако в долгосрочной перспективе мы ожидаем позитивную ситуацию”, – прогнозирует Елена Мочалова. Владимир Степура, заместитель генерального директора ООО “ПКП Ресурс”: «По данным нашей компании, прирост в первом полугодии 2012 г. по группе “сшитый и несшитый пенополиэтилен” составил порядка 50%, по минеральным ватам этот показатель несколько ниже (порядка 10%). Такие цифры объясняются, в первую очередь, спецификой рынка. Рынок пенополиэтиленов локален, высокие транспортные издержки при доставке материала в другие регионы и присутствие в каждом аналогичных производителей ограничивает рынок пределами Северо-Западного федерального округа. Мы рассчитываем на ежегодный рост рынка сшитого пенополиэтилена на 12-14%». (АСН-инфо/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: к 2021 году емкость рынка красок США увеличится на треть
Согласно последним заявлениям аналитиков, после четырехлетнего кризиса американской промышленности рынок ЛКМ и покрытий ожидает подъем. К концу 2012 г. ожидается полное восстановление и устойчивый рост отрасли. Высокие темпы развития будут наблюдаться в сегменте красок и покрытий на водной основе, что благоприятно скажется на общей экономической ситуации. Традиционные покрытия будут некоторое время занимать лидирующие позиции на рынке, в 2011 г. на их долю пришлось почти 80%. Однако в ближайшие 10 лет они уступят преимущество экологичным краскам. По прогнозам аналитиков, “зеленая тенденция”, побудившая производителей разработать новые типы материалов, окажет значительное влияние на структуру рынка.
В 2011 г. емкость американского рынка красок и покрытий составляла $22,1 млрд. Оживление экономики страны к 2021 г. должно увеличить совокупный доход отрасли приблизительно до $30 млрд. Однако существует множество факторов, таких как ужесточившиеся экологические нормы и высокие цены на сырье, оказывающих переменное влияние на определенные сегменты рынка. (Химпром/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: спрос на эмульсионные полимеры в мире будет увеличиваться на 5,1% в год
Мировой спрос на эмульсионные полимеры к 2016 г., по прогнозам, будет увеличиваться на 5,1% в год до 3,13 млн. т (сухого вещества). Прогресс коснется, главным образом, производства краски на водной основе, покрытий и клеев, которые вытеснят составы на основе органических соединений.
В развитых странах, где рынок эмульсионных полимеров насыщен, прибыль принесет сокращение расходов на строительстве и обрабатывающем производстве, а также принятие более жестких норм на эмиссию летучих органических соединений (ЛОС). Хотя эмульсионные полимеры универсальны по области применения, рынок останется тесно связанным с относительно узкой группой товаров: краски на водной основе, бумага, картонные покрытия и клеи. В 2011 г. на их долю пришлось более 3/4 от мирового объема потребления. До 2016 г. акриловые краски останутся самым крупным и активно развивающимся сегментом рынка полимеров, составляя почти 40% от общего объема. Эмульсии винилацетата также увидят спрос, сополимер этилена и винилацетата (VAE) широко используется в производстве покрытий и клеев. Самый медленный рост среди основных типов полимеров ожидается для стирол-бутадиеновых латексов, сдерживаемых вялым развитием рынка бумажных покрытий.
По прогнозам, Азиатско-Тихоокеанский регион, движимый быстрым экономическим подъемом в 2001-2011 гг., станет ведущим рынком для эмульсионных полимеров, благодаря высоким темпам роста национальных экономик Китая и Индии. Увеличение потенциала на рынке ожидается также у стран Африки и Ближнего Востока. Спрос в Северной Америке и Западной Европе останется практически неизменным. (ЛКМ Портал/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: емкость российского рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) к 2015 году составит 2 млн. тонн
Рост российского рынка ЛКМ в последние несколько лет обеспечивается за счет постоянного увеличения объемов импорта. По прогнозу Министерства экономического развития РФ, тенденция это в ближайшее время не изменится: общий объем производства ЛКМ в России к 2015 г. составит порядка 1,5 млн. т при уровне спроса почти в 2 млн. Спрос превысит предложение на треть, он будет обеспечиваться за счет импорта. В 2011 г. загруженность мощностей в отрасли составила менее 43%.
Иначе оценивают ситуацию производители. По их мнению, в ряде сегментов российского рынка ЛКМ импортная продукция будет практически отсутствовать. Как отметил генеральный директор ООО “Производственная компания “Асттика” Евгений Астапов, уже сегодня можно говорить о том, что существенного роста импорта не будет в сегменте водно-дисперсионных ЛКМ (объем производства таких материалов к 2015 г., по прогнозу министерства, составит 305 тыс. т). “Скорее всего, в прогноз заложены низкие ожидания инфляции и снижение пошлин на водорастворимые ЛКМ в связи со вступлением России в ВТО. На данный момент доля импортных водно-дисперсионных покрытий невысока как среди всех импортных покрытий (24%), так в общем потреблении этих материалов (менее 10%). Учитывая, что импортные краски этого типа используются в дорогом потребительском сегменте, который не слишком чувствителен к ценам, ожидать существенных изменений не следует. Ввоз иностранных материалов перестанет увеличиваться еще и за счет того, что западные производители размещают свои мощности в РФ, так как емкость рынка и растущий спрос позволяют это сделать”, – отметил Евгений Астапов.
Увеличение емкости российского рынка ЛКМ до 2 млн. т к 2015 г. эксперты считают слишком оптимистичным. Там не менее, сегмент водно-дисперсионных ЛКМ, по предположениям производителей сырья, вырастет на 13-17%, что также скажется на средней цене. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)
Основным покупателем выступил Узбекистан: российские компании отгрузили туда 45,5 т на $33,6 тыс. Физический объем поставок сократился в 9 раз, денежный – в 9,5 раза. При этом российские компании реализовали в Казахстане абразивных материалов на $2 млн., в Беларуси – на $113 тыс. Общий объем экспорта составил $2,2 млн. Зарубежные компании ввезли на территорию ТС 8,4 тыс. т абразивных материалов общей стоимостью $3,3 млн. Главными поставщиками стали предприятия из Индии (5,8 тыс. т на $1,5 млн.) и Австралии (1,4 тыс. т на $0,6 млн.). Таким образом, страны ТС импортировали абразивных материалов в 109 раз больше, чем экспортировали. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)
СНГ: экспорт и импорт лакокрасочных материалов (ЛКМ) странами Таможенного союза в I полугодии 2012 года
За полгода страны Таможенного союза – Беларусь, Казахстан и Россия – экспортировали 21,7 тыс. т различных видов ЛКМ на $33,8 млн. Из них 17,2 тыс. т – органорастворимых (падение объемов поставок на 8,7%), 1,1 тыс. т – водно-дисперсионных (сокращение на 5,7%). В общей сложности Россия реализовала 17,7 тыс. т лакокрасочной продукции, из которых 14,7 тыс. т – органорастворимые лаки и краски. Основными покупателями водорастворимых материалов среди стран СНГ стала Киргизия (1,6 тыс. т на $1,4 млн.), среди остальных государств – Литва (317 т на $331 тыс.). За полгода Украина приобрела в странах ТС 11,7 тыс. т органорастворимых ЛКМ, что стоило ей $15,8 млн. Среди стран “дальнего” зарубежья основным покупателями этого класса продукции вновь стала Литва (1,1 тыс. т на $2,6 млн.).
За полгода страны Таможенного союза закупили за границей 124,3 тыс. т различных покрытий, обошедшихся в $530,2 млн. Таким образом, физический объем импорта лакокрасочных материалов в странах ТС в 5,7 раза превышает объем экспорта, стоимостный – в 15,6 раза. (ЛКМ Портал/Химия Украины, СНГ, мира)
Украина: операторы рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ)
На фоне западных рынков Россия и Украина смотрятся “планетами-спутниками гигантов”, прогнозы положительны. Однако тут (как и в странах экс-соцлагеря) есть потенциал и рост рынка. В условиях деградации западноевропейских маркет-полей это определяет интерес к постcоветскому пространству у крупнейших корпораций отрасли.
Основными потребителями концентратов красителей в Украине выступают переработчики ПЭ, ПП и ПС. Операторы концентрируются преимущественно в Киеве (как всегда для бизнеса в СНГ). Плюс их активность высока в мегаполисах полимеро-краско-производящих регионов, хотя и не всех – например, “выпадают” Одесская и Черкасская области. Это может говорить о существенной зависимости рынка не только от импорта, но и от множества разрешительных документов (все это требует присутствия в столице и крупнейших мегаполисах).
Среди украинских продуцентов остались некоторые еще советские предприятия, например, ОАО “Шосткинский завод химических реактивов”. Это многопрофильное предприятие химической промышленности, поставляющее широкий ассортимент продукции не только в Украину, но и в страны мира. ШЗХР активно сотрудничает со многими российскими, белорусскими, казахстанскими предприятиями, некоторыми фирмами Германии, Китая, Чехии, Польши, Индии. В ОАО “ШЗХР” создана мощная научно-производственная база по выпуску химических товаров, большинство из которых не производят предприятия не только Украины, но и стран СНГ. Сейчас “ШЗХР” имеет нормативно-техническую базу, включающую данные по технологиям и стандартам, порядка 4000 наименований.
ЗАО “Завод тонкого органического синтеза “БАРВА” – предприятие с 30-летней историей, которое достигло в процессе своего развития больших масштабов и работает по многим направлениям производства химической промышленности. В ЗАО занято около 600 квалифицированных работников, которые производят конкурентоспособные продукты для более чем 10 отраслей (в том числе лакокрасочной, пластмассо-резиновой, строительной) Наиболее мощным и разносторонним продуцентом красителей иногда называют “ПАКС” (Дергачи Харьковской обл.).
ООО “НПП “ПАКС” производит суперконцентраты для окрашивания полиолефинов (полиэтилена); добавки к полиолефинам. “ПАКС” производит и другую продукцию – пластикаты, ЭВА компаунд и даже обувь из ПВХ и ЭВА, а также предлагает услуги по грануляции и окраске вторичных полимеров. Имеет представительство и склады не только в Киеве, Харькове, но и в России (Воронеже).
Но преимущественно украинские производители – это компании, развивающие 1-3 “монокультуры” красителей, например, белых (ВИП-2009), белых/шоколадных (“Универсалпромпласт”), для ПЭ/ПП (Ященко В. А.) и т. д. Узкая специализация позволяет концентрировать силы в конкуренции с крупными импортерами. Есть и продуценты, занимающиеся разными красителями (для полимеров, тканей и др.), например, львовская компания “Атей-Плюс”. Практикуется и совмещение производства концентратов и полимерных композиций – таким образом более 15 лет успешно работает “Реалпакс” (Безруки Харьковской обл.). Днепропетровская “Софтпластик” развивает производство композиционных полимеров на основе полиамида ПА-6, полипропилена, полистирола (в т. ч. стекло-тальконапол-ненных, трудногорючих и самозатухающих) и одновременно производство концентратов красителей для окраски полиэтилена, полипропилена, АБС-пластика, полистирола. Параллельно компания оказывает услуги по переработке и наполнению полимеров (мел, тальк, стекло, графит), литье изделий из пластмасс, проектирование и изготовление пресс-форм. Украинско-израильская “Мастербатч Систем” (Докучаевск, Донецкой обл.) – производитель высококачественных суперконцентратов красителей для полимеров по технологиям компании Tosaf Compounds Ltd (Израиль) под контролем израильских специалистов и на импортном сырье. Это широкий ассортимент цветных и несколько марок черных суперконцентратов красителей на основе ПЭВД с содержанием пигмента 20-50%. Производство суперконцентратов для красителей осуществляет харьковская фирма “Сайтек”. Суперкрасители разрешены Минздравом Украины для окрашивания изделий культурно-бытового, хозяйственного, детского и пищевого назначения. В Киеве примером успешного производства нескольких видов суперконцентратов красителей (белые, черные, цветные) является компания «Красители NEMO»: благодаря стабильной работе за последние 3 года обороты компании выросли в десятки раз.
Компания “Техноком” почти 20 лет производит гамму суперконцентратов красителей, прежде всего для ПЭ и ПП. “Технопласт” занимает лидирующие позиции в области разработки и производства концентратов для окрашивания и модификации термопластов. Особое внимание уделяется разработке экологических продуктов эконом-класса с оптимальным соотношением цена-качество. Клиенты компании – более 500 фирм в Украине, Российской Федерации, Беларуси, Молдове, Польше и Германии. Компания поставляет более 60 наименований концентратов стандартных цветов с постоянно-действующего склада-магазина и предоставляет услуги по индивидуальному подбору оттенков.
Дистрибуторы – это преимущественно компании с киевской пропиской, представляющие 1-3 западные фирмы и предлагающие 5-10 видов услуг, в числе которых и красители. Наиболее крупные и старые из них начинали с начала 90-х и сейчас разрослись до многопрофильных поставщиков. Как пример можно привести “Интерпластик”. Начав деятельность с 1994 г. как представитель Baerlocher GmbH (лидер в производстве добавок для поливинилхлорида), компания сейчас представляет также вспениватели и красящие добавки немецких производителей Tramaco и Farbenwerke соответственно.
Украинский рынок контролируют не только местные, но и “всесоюзные” дистрибуторы, хотя их и немного. Например, российско-шведская компания “Единая Торговая Система” (ЕТС) начала свою деятельность в 1994 г. На сегодня это группа компаний, имеющая офисы и склады во многих городах в России, Украине, Казахстане, Швеции, Голландии и Китае. Ассортимент предложения у компаний- дистрибуторов может быть очень широк. Так, “РомколорУкраина” предлагает свыше 10000 оттенков красителей, плюс быстрая разработка суперконцентратов под заказ.
Дистрибуция не мешает многим компаниям производить собственные пигменты. Запорожская компания “КапиталПромРесурс” предлагает высококачественные железоокисные пигменты (щелоче-, термосветостойкие) из Китая, России, Украины. При этом предлагает и пигмент собственного производства.
Среди дистрибуторов есть сильные компании-производственники в других сферах. Донецкая “Сеонг УкрТрейд”, дистрибутор Enerplastic (ОАЭ) и Kingfisher (Китай), специализируется на дроблении и переработке (грануляции) полимеров и скупке вторсырья. ЧП “Химическая Группа Консалтинг” (Киев) является дистрибутором Clariant Masterbаtch (красители и добавки Remafin и Renol) и других фирм. Направление производства компании – термоформованные изделия из ПВХ, ПЭТ, ПС и жестких ламинатов (упаковки, блистер, коррекс, POS материалы).
ЧП “Тайкун” занимается производством упаковочной вязаной сетки, импортом суперконцентратов красителей для полимеров. “Лизинвест” (Рубежное) производит ангидрид, пестициды и лаки, а параллельно поставляет концентраты красителей. Суперконцентраты предлагают луганский “Полимер” (производитель труб и фитингов) и «Днепропластавтомат» (производитель гибкой рулонной и пакетной упаковки). ЗАО “Падана Кемикал Компаундс” (предприятие со 100%-ными итальянскими инвестициями, размещенное в Ивано-Франковске, лидер производства ПВХ пластикатов и композиций) импортирует мастербатчи и пигменты для полимеров, текстиля, ЛКМ.
Казалось бы, существенных перестановок после кризиса в составе ведущих производителей не так много. Но из списка ведущих выпадает компания “Тана” (была ведущим продуцентом красителей до кризиса), специализирующаяся ныне на полиамидных и полипропиленовых композитах. Неясна также ситуация с зарубежным “Красителем”, на ко-тором в кризис директоров меняли как перчатки, персонал сокращали, а оборудование резалось на металлолом. Несколько раз было объявлено о перепродаже предприятия. Сейчас предприятие предлагает некоторые виды красителей. Не слишком понятна и ситуация с северодонецким “Армопластом” – докризисный лидер производства красителей пока не заявляет о себе в открытой печати.
У украинского “красительного бомонда”, как и везде, две беды: спад спроса и рост цен на сырье. В 2011 г. эти две проблемы стали особенно заметными. Кроме того, существует проблема сезонности. Например, производители труб зимой часто простаивают, из-за чего спрос на красители носит сезонный характер – зимой активность бизнеса “замерзает”. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)
Украина: за январь-июль 2012 года производство лаков и красок снизилось
С января по июль на внутреннем рынке Украины было реализовано лаков и красок на общую сумму 1,5 млрд. грн. По данным Государственной службы статистики, объем производства этой группы товаров по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. сократился на 3,6%.
Крупными местными производителями лаков и красок считаются “ЗиП”, “Капарол” и “Снежка”. Основными экспортерами органорастворимых ЛКМ в Украину являются российские компании: ЗАО “Эмпилс” (Ростов-на-Дону) и “Квил” (Белгород). (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)
ПРОГНОЗ: конкуренция на рынках удобрений в мире будет усиливаться
Конкуренция на мировых рынках удобрений будет усиливаться в связи с вводом новых мощностей в газодобывающих регионах мира, что повлечет снижение конкурентоспособности экспортных поставок отдельных видов удобрений, прежде всего азотных в России и Украине. Такой прогноз дало российское экономическое ведомство.
На сегодняшний день в мире в стадии строительства находятся около 250 проектов в области производства минеральных удобрений. Реализация данных проектов приведет к росту производственных мощностей в 2015 г. на 183 млн. т/год. “В случае реализации всех запланированных проектов производство карбамида увеличится в 2015 г. более чем в 8 раз. На рынке фосфатных удобрений до 2015 г. будет пущено в эксплуатацию около 40 новых производств в 11 странах. Предложение будет расти быстрее спроса (среднегодовые темпы прироста до 2015 г. составят 6,5% и 5% соответственно). Избыток составит около 3 млн. т”, – говорится в материалах Минэкономразвития.
На рынке калийных удобрений дисбаланс между предложением и спросом возрастет примерно вдвое – с 8 млн. т в 2011 г. до 13-16 млн. т в 2015 г. Внутреннее потребление минеральных удобрений в России в 2015 г. по сравнению с 2011 г. вырастет на 17,6%, в том числе в сельском хозяйстве – на 32,6%, прогнозирует министерства.
Развитию производства минудобрений будет способствовать реализация ряда инвестиционных проектов “Еврохима” , “Уралкалия” , “Акрона”. Реализация этими компаниями своих проектов позволит улучшить конкурентную среду на внутреннем рынке сырья для производства минеральных удобрений. Производство минеральных и химических удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) в России может увеличиться к 2016 г. на 17,1% по сравнению с 2011 г. и составить 22,01 млн. т, следует из опубликованного на сайте Минэкономразвития РФ прогноза социально-экономического развития на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.
Производство минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательного вещества) в РФ в 2011 г., по данным Росстата, составило 18,8 млн. т. Из этого объема на азотные удобрений пришлось 7,92 млн. т, калийные – 7,63 млн. т, фосфорные – 3,24 млн. т. Согласно оценке Минэкономразвития, по итогам 2012 г. увеличение объема производства составит 2,6% (оно достигнет 19,3 млн. т), в 2013 г. – 6,8%, в 2014 г. – 2,9%, в 2015 г. – 3,8%. “Прогнозируемая динамика объема производства минеральных удобрений (117,1% в 2015 г. к уровню 2011 г.) учитывает тенденции спроса на них как на внутреннем (сельское хозяйство, металлургия, строительство и другое), так и на внешнем рынке. Объем экспорта минеральных удобрений в 2015 г. увеличится на 16,7% по сравнению с 2011 г.”, – отмечается в документе.
В общем объем химического производства в России, по прогнозу Минэкономразвития, вырастет к 2016 г. на 21,6%. По итогам 2012 г. рост составит 2%, 201 г. – 5,6%, 2014 г. – 7,2%, 2015 г. – 5,3%. (Химпром/Химия Украины, СНГ, мира)
Беларусь: экспорт минеральных удобрений в январе-июле 2012 года снизился
Экспорт калийных удобрений снизился на 15,4% до 2432,2 тыс. т. При этом средняя цена составила $741/т, увеличившись на 8,2%. Поставки в страны СНГ сложились на уровне 74,4 тыс. т, сократившись на 28,5% (средняя цена $697/т, снижение на 1,7%), в страны вне СНГ составили 2357,8 тыс. т, снизившись на 14,9% (средняя цена $743/т, больше на 8,5%). В начале 2012 г. на мировом рынке наблюдалось снижение спроса на калийные удобрения, в связи с чем многие производители придерживались политики сокращения экспорта для сохранения уровня цен на продукцию. Это объясняет снижение поставок белорусского хлористого калия за рубеж.
Экспортные поставки азотных удобрений в январе-июле снизились на 35,7% до 57444 т. В страны СНГ было экспортировано в 1,3 раза больше удобрений (943 т), в страны вне СНГ – на 36,2% (56 501 т). Средняя цена азотных удобрений снизилась по сравнению с январем-июлем 2011 г. на 15,1% и составила $808/т. (БЕЛТА/Химия Украины, СНГ, мира)
Беларусь: ОАО «Гродно Азот» увеличило выпуск минудобрений за 8 месяцев 2012 года
“Гродно Азот” увеличил в январе-августе выпуск минеральных удобрений по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 4,4% до 519,3 тыс. т (в пересчете на 100% азота). В натуральном весе выпуск удобрений составил: карбамида – 662,9 тыс. т (рост на 4,6%), сульфата аммония – 253,2 тыс. т (снижение на 2,3%), карбамидно-аммиачной смеси (КАС) – 531,2 тыс. т (рост на 6%). Аммиака при этом произведено 711,3 тыс. т (-0,4%), метанола – 54,9 тыс. т (+8,7%), капролактама – 83,9 тыс. т (-5,5%).
На мощностях “Гродно Химволокна”, присоединенного к “Гродно Азоту” в октябре 2011 г., произведено: химических волокон и нитей – 29,7 тыс. т (рост на 5,8%), кордной ткани – 33,8 млн. пог. м (рост на 11,4%), первичного полиамида – 35 тыс. т (рост в 2,6 раза), наполненных полиамидов – 7,2 тыс. т (снижение на 2,7%). Товарной продукции произведено в сопоставимых ценах на 5,04 трлн. бел. руб. (снижение на 0,3%). (Бизнес ТАСС/Химия Украины, СНГ, мира)
Украина: справочные цены на минеральные удобрения при импорте, DAT/DAP, граница Украины, $/т* (на 27.08.12 г.)
Товар Цена* Нитроаммофоска 16:16:16 (насыпью/в мешках) 455-475 Нитроаммофоска 16:16:16 (в мешках, пр-ва Беларуси) 435-445 Аммиачная селитра в мешках 250-270 Аммиачная селитра (происхождением из Средней Азии) 235-260 Аммофос (насыпью, пр-ва России) 590-605 Аммофос (в мешках, пр-ва России) 605-615 Аммофос (происхождением из Средней Азии) (NP 10:46) 520-540 Диаммонийфосфат (в мешках) 585-595 * – стоимость фасовки минеральных удобрений в мешках по 50 кг составляет $8-10/т
Украина: рынок минеральных удобрений в сентябре 2012 года
На FOB, Черное море, увеличилась стоимость аммиака, карбамида и аммиачной селитры. Тенденция может укрепиться с учетом недобора удобрений на основных рынках сбыта – в Индии, США, ЕС, но несущественно – миру грозит осеннее обострение кризиса.
Последний тендер по продаже карбамида вселил оптимизм в отечественных химиков. 14 сентября компания NF Trading бизнесмена Д. Фирташа продала 25 тыс. т карбамида в Латинскую Америку на $10 дороже предыдущей поставки – по $402/т. Это позволило аналитикам говорить о начавшемся росте цен на азотные удобрения после летнего затишья. Порт “Южный” – не единственный индикатор увеличения стоимости удобрений. На Ближнем Востоке цены также растут, говорит старший аналитик ИК “Инфоиндустрия” Дмитрий Гордейчук. Компания PIC, Кувейт, реализовала карбамид по $415/т, хотя 13 сентября стоимость удобрения не превышала $390-405. Эксперт считает, что начавшийся рост цен подстегнули США и страны Латинской Америки. Они, дескать, с началом предвыборной кампании стали более оптимистично смотреть в будущее и активнее покупать продукцию. Это отразилось и на стоимости аммиака в порту “Южный”. Он также подорожал, причем более существенно, чем мочевина, – сразу на $15. Цена на это удобрение на FOB, порт “Южный”, установилась на отметке $645 против $630 неделей ранее. Латиноамериканцы, среди которых есть ведущие игроки на зерновом рынке, стали богаче благодаря росту цен на их продукцию. Эти факторы и повысили спрос на удобрения.
Но у Фирташа появился еще один повод поднять цену предложения не только на карбамид и аммиак, а и на аммиачную селитру. Толчком стала новость об остановке производства селитры на российском “Уралхиме”, а также о сокращении поставок с “Еврохима”. Первый производитель является лидером по выпуску амселитры в России, второй – основной конкурент предприятий Д. Фирташа в мире и в Украине. “Еврохим” – ведущий импортер селитры на отечественные поля. Таким образом, успешная предвыборная PR-кампания в США, подорожание зерна и сокращение производства удобрений в России позволили владельцу основных химактивов в Украине более уверенно предлагать удобрения на мировой рынок.
Тенденция роста цен на удобрения в мире дает сигнал и нашему фермеру о том, что следует готовиться к подорожанию. Минимальная стоимость аммиачной селитры на предприятиях Д. Фирташа (он контролирует производство всей селитры в стране) увеличилась на 50 грн. до 2800 грн./т. У импортеров это удобрение также выросло в цене на 50 грн. до 2850 грн./т. Такой вялый подъем, скорее, временное явление, уверены эксперты. Как только к закупкам приступит средний и мелкий фермер, цена селитры устремится вверх более быстрыми темпами. Ведь существенного предложения дешевого товара из России сейчас нет. Пока же сдерживать стоимость удобрений у себя на родине Фирташ может по политической причине. Страна находится на пороге парламентских выборов, а бизнесмен заинтересован подыграть провластной партии.
Прогнозы об усугублении мирового кризиса осенью, скорее всего, не позволят ценам на удобрения слишком подняться, несмотря на серьезный рост стоимости зерновых в связи с неурожаями во многих аграрных странах. Это отлично понимают владельцы химических заводов. Поэтому, чтобы не продешевить, они сокращают производство. Именно к нему прибегли российские “Уралхим” и “Еврохим”. Не отстает от них и Д. Фирташ. В июле он максимально уменьшил загрузку азотных предприятий. Из четырех его производств на полную мощность сейчас работают три – горловский “Стирол”, “Ривнеазот” и ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот”. Черкасский “Азот” пускает в работу большой агрегат аммиака после ремонта в сентябре, но останавливает малый цех на реконструкцию до ноября. “Ривнеазот” большой погоды на внешнем рынке не делает, поскольку это самый маломощный завод по выпуску аммиачной селитры в Украине. Карбамид он не производит, аммиак почти не продает на внешние рынки. За рубеж отправляет только известково-аммиачную селитру. А вот ситуация с ремонтом на черкасском предприятии может существенно сказаться в первую очередь на внутренних поставках. Завод еще до приобретения Д. Фирташем имел доминирующее влияние на отечественные отгрузки. (Экономические известия/Химия Украины, СНГ, мира)
ОАО “Крымский содовый завод” сократило производство кальцинированной соды в июле на 7,4% до 60,2 тыс. т, ОАО “Лисичанская сода” – не производило. В январе-июле производство кальцинированной соды сократилось на 16,3%, или на 73,5 тыс. т по сравнению с январем-июлем 2011 г., до 378 тыс. т. (Украинськи новыны/Химия Украины, СНГ, мира)