Деловые новости: Украина: без административной поддержки со стороны государства «азотный» бизнес Фирташа идет к банкротству

Деловые новости

12 янв. 2016 г.

Украина: без административной поддержки со стороны государства «азотный» бизнес Фирташа идет к банкротству

Противостояние между правительством и химическим холдингом Дмитрия Фирташа, который сейчас находится в Вене под домашним арестом, резко накалилось. В результате борьбы остановились 2 из 4 работающих заводов. Правительство угрожает национализировать предприятия Ostchem.

История долга

Долг азотных предприятий сформировался в 2010-2011 гг., когда они находились в собственности предыдущих владельцев. После приобретения заводов структурами Дмитрия Фирташа, погасить долг не удалось. В холдинге Ostchem Фирташа 4 азотных завода – ПАО «Концерн «Стирол» (Горловка Донецкой обл.), ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот» (Луганская обл.), ПАО «Азот» (Черкассы) и ПАО «Ривнеазот». Собеседник в компании утверждает, что отдавать долг холдинг не особенно спешил, учитывая близость владельца к тогдашнему руководству страны. Фирташ был уверен, что активных действий по взысканию руководство НАК «Нафтогаз» в лице его давнего соратника Евгения Бакулина предпринимать не станет.

После смены власти в начале 2014 г. правительство резко усилило действия по возврату задолженности. Но переговоры зашли в тупик. Химический холдинг объяснил невозможность возврата долга возросшей ценой на газ, падением мировых цен на удобрения и остановкой 2 предприятий из-за боевых действий: северодонецкого «Азота» и горловского «Стирола». Государство ради возврата долга прибегло к судебным процедурам. «Нафтогаз» занял жесткую позицию и указал, что не может кредитовать завод. 10 февраля Ровенский апелляционный хозсуд постановил, что «Ривнеазот» должен заплатить 315,9 млн. грн. долга и 47 млн. грн. штрафов до 17 июля. Компания «Газ Украины» (дочка НАК «Нафтогаз») обратилась в хозсуд Черкасской области с просьбой признать банкротом «Азот». Госпредприятие утверждало, что завод не платит 181 млн. грн. долга в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решений суда.

После этого «Нафтогаз» нанес еще один удар по химическому холдингу — арестовал газ, находящийся в хранилищах госкомпании «Укртрансгаз». Печерский райсуд Киева 30 апреля удовлетворил ходатайство Главного следственного управления МВД и арестовал около 500 млн. куб. м природного газа, который принадлежит Ostchem. Потеряв источник сырья для производства, управляющая компания Фирташа Group DF 29 мая заявила об остановке заводов «Азот» и «Ривнеазот» в связи с «системным и беспрецедентным давлением на бизнес». «Нарочитая фабрикация ряда уголовных дел против должностных лиц предприятий Ostchem и против заводов, а также абсолютно незаконный арест основного сырья – газа — лишили эти предприятия возможности работать», — сказано в пояснении управляющей компании.

Все химзаводы Фирташа — градообразующие предприятия. Их остановка может вывести конфликт на новый социально-политический уровень, так как под угрозой оказались рабочие места десятков тысяч человек и бюджеты двух областных центров.

Операция «деолигархизация»

Выбивание долгов из предприятий Фирташа премьер Арсений Яценюк начал в рамках задекларированного курса на деолигархизацию. «Кабмин считает, что компании Фирташа должны выплатить почти 6 млрд. грн. долга. Это формальная сторона. Неформальная — конфликт Фирташа и Яценюка, — считает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. — Есть еще одна причина, которая тянется с осени 2014 г.: Фирташа хотят заставить дальше работать с «Газпромом» и закачивать газ в ПХГ. Но здесь просто уже «Газпром» не хочет. Есть такие мечты у Яценюка и «Нафтогаза».

Премьер Арсения Яценюк ответил на остановку предприятий угрозой национализации. «Если компании не рассчитаются за поставленный газ, они перейдут в государственную собственность, государство будет давать работу и в Киеве, и в Черкассах», — сказал Яценюк. В ответ холдинг Фирташа выступил с заявлением о том, что «Народный фронт» Яценюка осуществляет рейдерский захват химпредприятий.

«Причина конфликта — политическая. В рамках заявленного курса на «деолигархизацию» власть пытается бороться с бизнес-группой Фирташа, — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Газ Ostchem мог бы использоваться для работы химзаводов, но был арестован в рамках судебного разбирательства. Это лишило заводы сырья. Предмет спора не соответствовал первоначальному делу по задолженности за газ химпредприятий».

Впрочем, Фиртш апеллирует к тому, что не только он должен государству, но и государство должно ему. «Долги государственных компаний перед азотной группой Ostchem, в частности, принадлежащего государству ПАО «Одесский припортовый завод», составляют более 4 млрд. грн. Долги госструктур перед Ostchem, а также стоимость незаконно арестованного газа совокупно составляют около 8 млрд. грн., что почти вдвое превышает задолженность предприятий Ostchem перед государством», — сказано в заявлении Ostchem.

Структура долгов азотных предприятий Дмитрия Фирташа

Предприятий Цена иска, млн. грн.
основной долг штрафные санкции общая
ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот» 664,7 340,5 1005,2
ПАО «Концерн «Стирол» 1009,4 331,1 1340,5
ПАО «Азот» 539,4 204,4 754,8
ПАО «Ривнеазот» 977,8 309,2 1287,0
Всего 3191 1185,2 4387,5

У группы Фирташа также есть задолженность непосредственно перед «Нафтогазом». Сейчас в исполнительной службе на принудительном исполнении находятся производства в отношении «Ривнеазота» на 344 млн. грн.

Отдельная тема — долги облгазов Фирташа, которые составляют 2,3 млрд. грн. Хоть в структуру Ostchem они формально не входят, через ряд компаний контролируются тем же собственником. Облгазы долг признают, но требуют исполнять решение о его рассрочке. Такое решение было принято в мае 2011 г. Тогда был принят Закон «О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию», согласно которому всем субъектам топливно-энергетического комплекса были списаны и реструктуризированы долги, возникшие до 1 января 2011 г. По разным оценкам, в целом предприятиям ТЭК были списаны 24 млрд. грн. В их числе были и компании Фирташа.

После принятия закона все газораспределительные компании заключили договора о реструктуризации задолженности с госпредприятием «Газ Украины» и НАК «Нафтогаз». Облгазы ежемесячно вносят определенные суммы в счет погашения задолженности. Реструктуризированные суммы в предусмотренном законом порядке утратили статус долгов и могут считаться таковыми только в случае просрочки облгазами внесения ежемесячных платежей по договорам реструктуризации.

Соотношение долгов Фирташа перед государством и государства перед Фирташем, млрд. грн.

Долг компания Фирташа Долг госкомпаний
Химпредприятий (газ + признанные штрафы) 4,3 Арестованный газ 3,8
Штрафы, не признанные пока судом 1,5 ОПЗ перед РГК 4,0
Облгазы 2,3 ОПЗ перед кипрскими структурами Ostchem 4,2
Всего 8,1   12

Цифры предоставлены НАК «Нафтогаз» и компанией Ostchem.

Как сообщил источник в Одесском припортовом заводе, кроме общеизвестного и признанного судами долга перед РГК на 4 млрд. грн. есть еще долг порядка $190 млн. перед кипрскими структурами Фирташа. Пока они в суды не обращались, храня этот козырь до реального начала приватизации ОПЗ. Очевидно, что Фирташ рассчитывает угрозу срыва продажи одного из наиболее привлекательных объектов приватизации года достаточно серьезным аргументом, чтобы сделать Яценюка более сговорчивым.

Стоимость арестованного газа в прямом смысле долгом государства не является. Формально — это мера по обеспечению возврата долгов. Однако, учитывая политизацию конфликта и жесткий контроль над судами, правительство сможет конфисковать этот газ в любой момент под любым предлогом.

Возможен ли взаимозачет долгов? Схема таких расчетов довольно сложна: ведь долги образованы между различными структурами, формально не связанными. В таких условиях произвести взаимозачет сложно даже при желании сторон. В таких условиях более вероятен сценарий, при котором Яценюк добьется банкротства 4 азотных заводов, а Фирташ добьется банкротства Одесского припортового завода. «Дело о банкротстве может быть возбуждено при наличии обстоятельств, которые определены законом. Вопрос о взаимозачете долга будет решаться уже в процессе рассмотрения дела о банкротстве, — считает партнер правовой группы «Доминион» Михаил Гончарук. — Но здесь важно понимать несколько моментов: долги государства и долги перед государством — это не обязательно отношения между теми самыми юридическими лицами. Заводы могут быть должны «Нафтогазу», а заводам — бюджет».

Примечательно, что начало процедуры банкротства может означать отстранение менеджмента от оперативного управления предприятиями.

Удастся ли договориться?

Премьер заинтересован не столько в урегулировании долга, сколько в банкротстве предприятий с дальнейшим перераспределением активов, считают в Ostchem. Химикам мирное урегулирование кажется вполне возможным. «Коболеву и его команде нужны деньги, а не банкротство», — утверждает собеседник. — Но на него давит Яценюк, который из-за политических мотивов настаивает на банкротстве, а не на реструктуризации».

В «Нафтогазе» винят в происходящем позицию Ostchem, который не желает выполнять договора. «К сожалению, указанные химические предприятия всячески избегают принудительного исполнения обязательств по договорам и применения санкций, связанных с их нарушением, — сообщили в пресс-службе НАК. — Юристы предприятий-должников избрали тактику затягивания судебных процессов путем невыполнения решений суда, обращений в суды об отсрочке исполнения судебных решений».

Учитывая продолжительность судебных тяжб, компания «Газ Украины» неоднократно выражала готовность к переговорам с владельцами и топ-менеджментом азотных предприятий-должников с целью постепенно реструктуризировать долги. «Следует отметить, что из-за неуплаты средств должниками «Газ Украины» не в полной мере рассчитывается с НАК «Нафтогаз», что затрудняет расчеты «Нафтогаза» с поставщиками импортированного газа и ведет к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет», — говорят в НАКе.

Компании, владеющие заводами, зарегистрированы на территории ЕС — на Кипре. Повлияет ли это на ход процессов? «Скорее всего, Ostchem будет разыгрывать карту нарушения прав инвестора. И это действительно сильный козырь в ситуации, когда государство ищет всевозможные пути привлечения серьезных инвесторов. — размышляет Гончарук. — Но поскольку правоотношения существуют между украинскими субъектами, группе Ostchem придется использовать инструментарий, который предоставляет отечественная правовая система».

Эксперты Михаил Гончарук, Юрий Корольчук и Дмитрий Марунич сходятся на том, что национализировать азотные предприятия Фирташа правительству не удастся. Между тем, без административной поддержки со стороны государства химический бизнес олигарха идет к банкротству. (Insider.ua/Химия Украины и мира)

 

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru