Украина: на рынке нефтепродуктов произошла смена тендерных фаворитов
ООО «Западная нефтяная группа» утратило безраздельное лидерство в секторе тендерных закупок нефтепродуктов. Этот факт может резко ослабить платежеспособность детища Игоря Еремеева и тем самым вынудить западноукраинского олигарха начать новую волну списания миллиардных долгов перед внешними кредиторами.
О смене приоритетов на тендерном поприще стало известно в июне, когда их результаты опубликовала одна из крупнейших государственных компаний страны — «Укрзализныця». В соответствии с подведенными итогами партия 100 тыс. т дизтоплива будет поставлена ЧП «ОККО Бизнес Контракт», контролируемого концерном «Галнафтогаз» Виталия Антонова. На этом объеме дизеля ЧП заработает более 2 млрд. грн. Но больше удивляет то, что новый конкурсный фаворит не связан с «Западной нефтяной группой» Игоря Еремеева, которая несколько лет была фактически единоличным поставщиком горючего для железнодорожников. Чтобы понять масштаб деятельности Игоря Еремеева, достаточно сказать, что одна только аффилированная с ним компания ООО «ВОГ Аэро Джет» за последние пару лет выиграла тендеров примерно на 7 млрд. грн. Но, судя по развитию событий, у структур луцкого бизнесмена времена безмятежной гегемонии в прошлом. Эту нишу подчиненные Игоря Еремеева потеряли явно не по своей инициативе, поэтому произошедшая тендерная революция породила ряд слухов. Один из них — повышение публичности конкурсов, после чего побеждать в них стали авторы самых выгодных предложений, а не участники предварительных договоренностей. В эту версию, например, верят в компании Антонова. «Мы удовлетворены результатами тендера на закупку нефтепродуктов для ГП «Укрзализныця». Ждем акцепт конкурса. Торги прошли прозрачно», — заявил директор департамента поставки и логистики нефтепродуктов «ОККО Бизнес Контракт» Сергей Стоянский.
Комитет конкурса не стал тянуть с одобрением — 12 июня предложение ЧП было акцептировано, что свидетельствует об окончательном и бесповоротном результате тендера. Есть и другие аргументы в пользу его прозрачности. Хотя бы то, что раскрытие предложений участников конкурса осуществлялось в условиях беспрецедентной трансляции в прямом эфире по Интернету. Но у объяснения смены тендерного гегемона есть слабые стороны. Главная из них — Закон «Об осуществлении государственных закупок», на основании которого проводятся все государственные тендеры, был принят в 2014 г. При этом предусмотренная им объективная оценка предложений участников вовсе не мешала структурам Игоря Еремеева держать под контролем тендерную нефтепродуктовую нишу: например, в марте 2015 г. «Укрзализныця» закупила у ООО «Вог Аэро Джет» 100 тыс. т дизтоплива на 2,4 млрд. грн.
Этот факт заставляет искать другие причины смены тендерных фаворитов. Сплетники предполагают, что произошедшее могло быть результатом кропотливой латентной работы днепропетровского магната Игоря Коломойского. У лидера «Привата» для этого есть как минимум одна веская причина: не без участия Игоря Еремеева пару месяцев назад днепропетровская группа утратила оперативный контроль над государственным транспортировщиком нефти ПАО «Укртранснафта». Этот факт нанес существенный удар по интересам днепропетровцев, потому что для них «Укртранснафта» была не только финансовым донором, но и предприятием, с помощью трубопроводной инфраструктуры которого на «приватовский» Кременчугский НПЗ поставлялись контрафактное нефтяное сырье и продукты.
Прямого интереса Игоря Коломойского в том, чтобы занять тендерные позиции «Западной нефтяной группы», скорее всего, нет. Во-первых, потому что «Приват» никогда не входил в число крупнейших поставщиков импортного горючего, которое в основном и закупается на государственных тендерах. Во-вторых, днепропетровская группа всегда была сосредоточена в первую очередь на обеспечении горючим собственной сети автозаправочных станций. А из-за постоянных перебоев с загрузкой кременчугского завода решать эту задачу удается ей не в полном объеме. Например, с начала 2015 г. АЗС «Привата» были обеспечены горючим «Укртатнафты» на 80%. В таких условиях ожидать появления компаний Игоря Коломойского на нефтепродуктовых тендерах «Укрзализныци» вряд ли стоит. Зато практически безошибочно можно утверждать, что приватовцы заинтересованы в финансовом ослаблении Игоря Еремеева, которое повышает их шансы на поглощение нефтяного конкурента. Или как минимум на снижение его активности на рынке. Другое дело, если «Западная нефтяная группа» почувствует внутренний финансовый кризис, она всегда сможет ослабить его давление за счет внутренних решений. По крайней мере, так было в течение последних 2 лет, когда ликвидированными оказались сразу несколько близких Еремееву компаний (ООО «Систима Ойл», ООО «МаршалТрейдОйл», ООО «НефтеКредитИнвест», ООО «Континент Нефте Трейд»), похоронивших с собой сотни миллионов гривен долгов.
Теперь в аналогичной группе риска могут оказаться нынешние топливные фавориты Еремеева — «Континиум», «Торговый дом «Континиум-Галичина», «Золотой экватор», «Справа наша», «Дельта Вест Ойл Групп», «Вест Ойл Групп», а также группа компаний, объединенных брэндом «Западная нефтяная группа». (comments.ua/Химия Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru