Казахстан: фармацевтический рынок претерпевает изменения
Аналитики ожидают «патентного провала» — рецепты многих брэндовых лекарств станут общественным достоянием. Это событие повлияет на мировой фармацевтический рынок: крупные производители потеряют часть доходов, а компании меньше смогут заработать на производстве аналогов. Каким образом это отразится на Казахстане?
По данным IMS Health Consulting, мировой рынок фармацевтики в 2013 г. составлял $971 млрд. Аналитики считают, что рынок продолжит рост и к 2016 г. достигнет $1,2 трлн. Этому способствуют различные факторы. С одной стороны, растет количество населения. С другой, система здравоохранения постоянно работает над продлением жизни человека, что также увеличивает спрос на лекарства. Порог старости увеличивается, а пожилые люди принимают больше лекарств. Так, 4 из 5 человек в возрасте старше 75 лет принимают как минимум один рецептурный препарат, а 36% пожилых — 4 и более. Кроме этого, благодаря достижениям науки некоторые болезни перестали быть смертельными и перешли в разряд хронических, увеличивая в долгосрочном прогнозе потребность в приеме препаратов. И, конечно же, постоянно появляются новые вызовы. В 2014 г. в центре медийного внимания была лихорадка Эболы, а сейчас мировое сообщество с тревогой наблюдает, как в Южной Корее распространяется вирус MERS.
Фармацевты ждут перемен
Мировой фармацевтический рынок не только растет — он меняется. Так, по прогнозам, однозначно будет снижаться объем брэндовых средств, ведь сейчас невозможно найти столько ресурсов, чтобы ежегодно давать десятки новых молекул, которые лягут в основу принципиально новых лекарств. Если раньше создание принципиально нового средства стоило миллионы, то теперь крупнейшие компании (так называемые Big Pharma) тратят на это от $4 млрд. до $11 млрд. Ситуацию меняют и новые методы лечения, которые не требуют применения лекарств.
Наконец, начался период так называемого «патентного провала». Сроки на патенты, которые имели производители, истекают, это приведет к тому, что появится большое количество дженериков (препаратов, имеющих ту же химическую формулу, что и брэндовый товар). Пример оригинала и дженерика — «Бетасерк» и «Бетагистин-ратиофарм». У них одно и то же действующее вещество, но стоят они по-разному. Первый препарат (60 таблеток в упаковке) стоит 7090 тенге, а второй (также 60 таблеток) — 2380 тенге, что удешевляет лечение. Специалисты полагают, что «патентный провал» приведет к тому, что с 2012 г. по 2018 г. доходы фармрынка сократятся на $148 млрд. Особенно пострадают те фармкомпании, доход которых зависит от реализации небольшого числа продуктов. Перед такими производителями наиболее остро стоит необходимость искать новые лекарственные средства. В принципе можно говорить о том, что все представители Big Pharma уязвимы в этом отношении. Так, лекарство Seretide обеспечивает компании GlaxoSmithKline 23% продаж, Remicade составляет 21% от общего объема Johnson&Johnson и т. д.
Что популярно в Казахстане
В Казахстане фармкомпании чувствуют себя достаточно комфортно, поскольку 43% всего рынка в стране составляет государственный заказ (в других странах СНГ этот показатель равен 10-12%, в России госрасходы покрывают 30% общего рынка). Другими словами, фармпроизводителям не нужно бороться и конкурировать на розничном рынке. Государство тратит более $600 млн./год на лекарственное обеспечение. Однако розничные продажи занимают 57%. Топ-10 самых продаваемых в РК лекарств, по данным президента Ассоциации международных фармпроизводителей страны Вячеслава Локшина, составляют препараты, которые в основном доказательной базы не имеют (иначе говоря, их эффективность не доказана клиническими испытаниями): Актовегин; Терафлю; Цераксон; Эссенциале Форте; Канефрон; Линекс; Виферон; Лазолван; Хилак; Дуфастон. Список крупнейших компаний, продающих лекарственную продукцию в Казахстане, в целом совпадает с мировым списком Big Pharma. Однако есть одно отличие — список лидеров, продающих лекарства в розницу, отличается от топ-10 компаний, продукцию которых закупает государство. Так, в первую тройку по розничным продажам входят Nykomed/Takeda, Sanofi-Aventis и Bayer, замыкает десятку Novartis. Список компаний, чьи средства закупает бюджет: GlaxoSmithKline, Roche и Johnson & Johnson, а на десятом месте Bayer.
Когда копия дороже оригинала
Казахстанский рынок, как и мировой, претерпевает изменения. Одно из них связано с тем, что аптеки больше не могут зарабатывать столько, сколько они хотели бы. Сейчас оптовая наценка должна составлять не более 15%, розничная — не более 20%. Кроме того, государство сдерживает рост цен на ряд лекарственных средств: для этого был заключен меморандум между чиновниками от здравоохранения и игроками фармрынка. Также появляются новые инструменты, которые усиливают конкурентную борьбу среди аптек. Так, на сайте Pharmprice.kz появился инструмент, позволяющий сравнивать цены в аптеках по всему Казахстану. «Цены в разных аптеках могут отличаться в 2 раза и более. Например, препарат Цеф II» дозировкой 500 MG/№1 в «Биосфере» стоит 275 тенге, а в Europharma.kz — 500 тенге. Хотя многие другие препараты в Europharma.kz чаще дешевле остальных. Видно, что по аптекам наценка чаще «беспорядочная», чего нельзя наблюдать у оптовых поставщиков. Кстати, на нашем сайте можно не только сравнивать цены по аптекам, но и искать аналоги (дженерики), которые могут быть еще дешевле», — отметил Руслан Хамитов, руководитель проекта Pharmprice.kz. И в мире, и в Казахстане лекарства становятся более доступными, однако пока с этим есть проблемы. По мнению экспертов, дженерик должен стоить дешевле брэнда минимум на 30%. Однако в Казахстане, по данным Ассоциации фармпроизводителей, случается, что компании неизвестного происхождения продают дженерик на 50-60% дороже, чем оригинальный препарат. Очевидно, что это связано с коррупцией или сговором с врачами. Казахстанские чиновники активно с этим борются, ведя переговоры с компаниями-производителями напрямую. Так, в результате переговоров лекарства для лечения гепатита С снизились на 30%. Но необходимо, чтобы был выдержан баланс интересов. Компания должна получить прибыль, государство хочет сэкономить, а пациент — получить инновационный препарат. Поэтому государство должно искать дженерики, которые отвечали бы интересам всех сторон. Ведь иногда использование дешевых препаратов приводит к развитию заболеваний, лечить которые еще дороже. Именно поэтому в Казахстане используется высококачественный инсулин (низкое качество препарата может вызывать сопутствующие проблемы). Здесь соблюдены интересы государства, компании и пациента. А в Беларуси государство также бесплатно предоставляет больным диабетом инсулин, но плохого качества. Поэтому пациенты вынуждены на свои деньги покупать качественный препарат, а правительство зря тратит бюджетные средства. Очевидно, что в мировой и казахстанской практике идут похожие процессы — растет потребность в медикаментах при постепенном снижении цен. Членство в ЕЭАС и ВТО также должно сказаться на казахстанском фармрынке: станут более доступны товары зарубежных компаний. Но важно, чтобы казахстанские производители смогли выдержать усиление конкурентной борьбы, отстаивая интересы бизнеса и страны. (forbes.kz/Химия Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru