Украина: чем чревато появление рынка земли в 2016 году
Андрей Вадатурский, народный депутат VIII созыва, член комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений: «До 1 января 2016 г. в Украине действует мораторий на продажу земли сельхозназначения, и этот вопрос требует решения вот уже на протяжении нескольких десятков лет. Весной этого года президент Петр Порошенко инициировал публичное обсуждение рынка земли, после чего в обществе начались активные дебаты на заседаниях круглых столов, конференциях и других форумах.
Нам нужно ввести рынок земли, чтобы обеспечить конституционные права граждан распоряжаться ею как своим имуществом. Кроме того, снятие моратория даст приток инвестиций, что послужит толчком в развитии экономики страны. Но вместе с тем землей должен владеть эффективный собственник.
На сегодняшний день, думаю, мы не сможем найти в мире землю, которая будет стоить дешевле, чем в Украине. Ведь в стране, где идет война и с каждым днем ухудшаются макроэкономические показатели, практически нет шансов установить достойную цену на этот актив. Мы должны привлечь в Украину инвесторов, чтобы иметь возможность продавать его по наиболее справедливой цене. Необходимо создать такие условия, чтобы житель любой страны мог обрабатывать нашу землю и платить налоги в государственный бюджет Украины. Кроме того, ее свободная продажа должна поспособствовать привлечению к управлению землей эффективных собственников.
Сегодня говорят, что наше богатство — это земля. Если мораторий на ее продажу будет снят с 1 января 2016 г., рынок может начать работать ближе к лету. К этому периоду ожидать роста экономики и повышения уровня жизни людей не приходится. Соответственно, земли сельхозназначения будут выставлять на продажу в период их минимальной стоимости. Низкая цена этого актива объясняется отсутствием инвестиционной привлекательности в стране. Поэтому нам не стоит продавать землю сегодня по самой низкой цене в мире. Показателем инвестиционной привлекательности является уровень ВВП на душу населения. Лишь достигнув хотя бы среднеевропейского ВВП в Украине, можно снова вернуться к этому вопросу.
Стоимость земли в мире достигает $20000/га. А наши черноземы оцениваются триллионами долларов. Поэтому мы просто обязаны реализовать этот потенциал, чтобы получить возможность погасить внешние долги, создать новые рабочие места, развивать инфраструктуру. Но сможем ли мы этого достичь сегодня — при нынешних условиях? К сожалению, нет.
Рынок земли должен быть, и быть при этом либеральным, без каких-либо ограничений. Но на сегодня общество к этому не готово. Основная причина — недееспособность судебной системы.
Кроме того, мы не должны допустить такой ситуации, что произошла с приватизацией в 90-е годы, когда мы потеряли свое богатство. Для начала нам нужно разрушить цепи коррупции, которыми на протяжении двух десятков лет была окована система власти на всех уровнях. Нельзя начинать продажу земли, пока мы не будем уверены в том, что каждая бабушка, желающая продать свой пай, будет защищена в случае нарушения ее прав или попытки обмана при заключении сделки покупки-продажи.
Тем временем мы должны подготовиться к продаже земли таким образом, чтобы все участники рынка, включая и наших фермеров, были готовы и могли как купить, так и продать ее.
Что касается законодательной базы для введения рынка земли в ближайшем будущем, то таковая отсутствует. В парламенте на сегодняшний день зарегистрировано несколько законопроектов. Один из них — о продлении моратория на продажу земли на 10 лет, до 2026 г., а другой популистский — о проведении референдума по вопросу необходимости отмены моратория, что является само по себе абсурдом, поскольку, согласно Конституции Украины, такие вопросы не выносятся на референдум. Возможно, для кого-то станет откровением, но для продления моратория на продажу земли не нужен никакой дополнительный закон — действующий будет в силе до тех пор, пока не будет принят закон об обороте сельхозугодий.
Когда общество не будет нищим и уровень ВВП на душу населения станет среднеевропейским, тогда мы сможем сказать, что заработала судебная система, и мы создали хороший инвестиционный климат. До того момента можно лишь готовиться к снятию моратория на продажу земель сельхозназначения.
Нерешенным остается и вопрос статистики. Согласно форме 6-ЗЕМ, на личные крестьянские хозяйства в Украине приходится 3,7 млн. га. При этом, по данным земельного кадастра, эта площадь составляет 3,3 млн. га, а Госстат называет цифру в 2,6 млн. га. Как можно торговать каким-либо товаром, если неизвестно даже его количество? Или как потом решать споры?
Также необходимо ликвидировать коррупционные схемы, провести инвентаризацию всех земель коммунальной, государственной и частной собственности, создать равные условия для всех участников рынка.
Чтобы повысить стоимость земли, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Мы не должны бояться прихода иностранцев в Украину с желанием вложить их финансовые ресурсы в нашу страну. Наоборот, следует всячески создавать для этого условия и привлекать инвесторов. Ведь они не заберут нашу землю с собой. К продаже земли должны подготовиться как ее владельцы, так и потенциальные покупатели. Выполнив все эти условия, можно прийти к заключению о необходимости снятия моратория. Именно таким образом мы сможем достичь желаемого результата земельной реформы». (Андрей Вадатурский, народный депутат VIII созыва, член комитета Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, forbes.ua/Пищепром Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru