Россия: вводится единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) для пивоваренной отрасли
Несмотря на многочисленные протесты, Совет Федерации все же одобрил закон о введении единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для пивоваренной отрасли. Сибирские производители уверены: нововведение приведет к сокращению пивного рынка.
По новому закону, предприятия, выпускающие более 300 тыс. декалитров пива, сидра или медовухи в год, должны до 1 июля 2016 г. установить счетчики ЕГАИС. По замыслу законодателей, эта мера вводится для систематизации учета объемов закупок, хранения, поставок и розничной продажи продукции. В окончательной версии законопроекта новые требования не распространяются на крупных и средних пивоваров в городах с населением менее 3 тыс. человек, производителей вина из собственного винограда, а также с защищенным географическим наименованием, розничную продажу пива, медовухи и сидра. Для оптовиков норма вступит в силу с 1 января 2016 г., для розничных предприятий в сельской местности — с 1 июля 2017 г.
По мнению парламентариев, новые правила позволят сократить рынок контрафактного алкоголя и помогут снизить потери бюджета из-за роста нелегального рынка алкоголя. В то же время участники отрасли сомневаются в эффективности системы, предрекая, с одной стороны — рост цен на пиво для потребителей, с другой — уход с рынка многих игроков.
На следующий день после принятия закона в Белокурихе (Алтайский край) прошел круглый стол по вопросам внедрения ЕГАИС. В нем приняли участие представители рынка пива и безалкогольной продукции Алтайского края. Притом, что ЕГАИС не является чем-то абсолютно неизведанным для российского рынка — в 2006 г. система была внедрена в ликеро-водочной промышленности, но пивная отрасль не может просто скопировать этот опыт, уверены пивовары — слишком много отраслевых нюансов.
Главное опасение, которое высказали алтайские пивовары, заключается в том, что продукция небольших предприятий (выпускающих до 300 тыс. дал), по сути, окажется исключенной из торгового оборота, так как оптовики могут отказаться от ее закупки, опасаясь штрафов за сбыт контрафакта. «Очевидно, потребуются поправки в закон или иные законодательные решения для того, чтобы продукция предприятий мощностью до 300 тыс. дал не выпала из оборота и эти предприятия не покинули рынок», — уверен исполнительный директор Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Мамонтов.
В свою очередь исполнительный директор НП «Объединение участников пиво-безалкогольного рынка» Камаль Лебедев пояснил, что «модуль для опта пока еще действительно не готов: это означает, что ЕГАИС не будет учитывать производство предприятий, которые изготавливают до 300 тыс. дал в год, соответственно, и продажу их продукции оптовикам». При этом система будет учитывать все продажи оптовиков и если зафиксирует, что те продают в рознице пива больше, чем закупают у производителей, разница будет определена как контрафакт, и за это придется заплатить штраф.
«Пивоваренный рынок в Алтайском крае уже сформирован, и звенья «производитель — оптовый покупатель» сложились около 10 лет назад, — рассказывает гендиректор ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» Вадим Смагин. — Однако если пивоваренные заводы более подготовлены и, возможно, пройдут не так болезненно подключение к ЕГАИС, то по оптовому звену возникают большие вопросы. Если оптовики не включатся в эту систему, то и нам не будет смысла работать».
Впрочем, директор Восточно-Сибирского филиала ФГУП «ЦентрИнформ» (осуществляет техническую установку ЕГАИС) Андрей Поломошнов успокаивает пивоваров: создание норм для оптовой торговли в новых условиях находится в заключительной стадии. «Сейчас оптимальное время для подключения к ЕГАИС в техническом плане, дальше требования будут ужесточаться», — уверен эксперт.
По основному замыслу законодателей, большая часть ограничительных мер, которым пивная отрасль подвергается в последние годы, направлены на борьбу с контрафактом в рознице. Учет объема производства и оборота алкогольной продукции также введен для достижения этой цели. Помимо внедрения ЕГАИС в отношении пивоваренной отрасли правительство РФ и ранее предпринимало ряд ограничительных мер, среди которых запрет на рекламу, регламентация времени и места продажи слабоалкогольного напитка, запрет на продажу пива в нестационарных объектах, многократного повышение акциза с 2009 г. Острая дискуссия в отрасли продолжается и вокруг меры по сокращению объема бутылки ПЭТ до 0,5 л. В этом случае декларируемая чиновниками цель — снижение потребления алкоголя среди населения. Но на практике прослеживается она весьма неочевидно.
В итоге на нынешний день законодательная тряска в пивной отрасли привела к падению рынка на 30%, именно такие данные приводит СРП. В первом квартале СРП зафиксировал падение производства пива на 5,2% к показателю аналогичного периода 2014 г. — до 157,4 млн. дал. Сумма уплаченного акциза за январь-февраль 2015 г. составила 16,6 млрд. руб., что на 5,7% меньше, чем годом ранее. В СФО в 2014 г. рынок пива также продемонстрировал падение — произведено 133 млн. дал пива, что на 14% меньше, чем в 2013 г.
Как сообщила в Белокурихе начальник регионального управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Алтайского края Татьяна Зеленина, в регионе производством пива занимается 21 предприятие, в 2014 г. они суммарно произвели 19,2 млн. дал, что превысило показатель 2013 г. на 2%. В бюджеты всех уровней алтайские пивовары перечислили более 3 млрд. руб. (40% этого объема — в казну края). Ситуация в регионе обостряется тем, что большинство предприятий Алтайского края производят до 300 тыс. дал алкогольного напитка в год. По оценке региональной власти, этот факт ставит под сомнение дальнейшее развитие пивной промышленности в крае, а значит, существенно сокращает пополнение бюджета.
Всего в России, по подсчетам Союза пивоваров, около 850 пивзаводов, из них 150-200 подпадают под действие законопроекта. Некоторые пивоваренные предприятия заранее начали готовиться к введению ЕГАИС. Например, в тестовом режиме система работает на пивоваренном заводе «Бочкари». На предприятии подсчитали, что стоимость оборудования и подключения к ЕГАИС обошлось в 600 тыс. руб., обучение специалиста для работы в системе — 40 тыс. руб., а ежегодное обслуживание оборудования — 300 тыс. руб. В результате, чтобы установить систему и начать в ней работать, потребуется около 1 млн. руб., при ежегодных тратах в 300-400 тыс. руб. И это расчет только для одного регионального предприятия. Крупные же федеральные игроки потратят в разы больше. Как ранее заявлял представитель компании Efes Павел Филиппов, по его подсчетам, компания потратит на ЕГАИС более $1 млн.
При внедрении ЕГАИС возникают и технические сложности. На многих предприятиях установлены объемные и штучные счетчики (элементы АСиУ), но как показала практика, из-за того, что пиво — напиток пенный, колебания жидкости в трубопроводе блокируют передачу отчета об объемах продукции в системе. Штучные счетчики также периодически выходят из строя, и их приходится менять, при этом стоимость каждого составляет около 75 тыс. руб., а учитывая работу по их установке, сумма непредвиденных затрат может доходить до 200 тыс. руб. за единицу.
Кроме того, на практике ЕГАИС часто выходит из строя, многие представители пивоваренной отрасли высказали опасения по поводу того, как система себя поведет, когда к ней подключатся сотни заводов одновременно, тем более что назначенная дата обязательного подключения приходится на пик сезона — 1 июля, и если будут происходить простои, это приведет к большим убыткам.
Еще одна проблема, которую затронули участники отрасли — введение лицензирования на производство пива. Лицензирование необходимо, уверены чиновники, поскольку практика декларирования продаж пива оказалась неэффективной. Декларации, которые сдают производители, оптовые и розничные продавцы, часто не совпадают, возникают большие разрывы в показаниях. Чтобы исправить ситуацию, пивовары для начала предлагают систематизировать процессы подачи деклараций.
При вводе лицензирования основной удар, опять же, придется на малые предприятия отрасли, многие из них могут уйти с рынка. Если лицензия будет стоить так же дорого, как для производителей крепкого алкоголя (до 9 млн. руб.), то для пивоваров она окажется неподъемной. (Эксперт-Сибирь/Пищепром Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru