Украина вплотную подошла к вопросу существенной переориентации молочной отрасли
Украина вплотную подошла к вопросу существенной переориентации молочной отрасли, ведь несогласованность действий участников рынка часто приводит к ситуации, когда себестоимость молока превышает его розничную цену. Среди других проблем, которые ставят на колени отечественный молочный рынок, также: сокращение сырьевой базы, низкий уровень покупательной способности, задолженность торговых сетей перед товаропроизводителями, ограниченность экспортных возможностей молокоперерабатывающих предприятий.
Молочные реалии
По информации Министерства аграрной политики и продовольствия, на 1 июня текущего года количество коров на предприятиях уменьшилось на 4,7%, в хозяйствах населения — на 7,1%. Как следствие, производство молока всеми категориями хозяйств уменьшилось на 4,2%. Ситуация осложняется тем, что из более 270 молокопереработчиков только 35 не закупают молочное сырье у населения. При этом качество этого молока крайне низкое: 90% — это второй сорт или несортовое. При этом, чтобы не работать «в минус», компании включают эконом-режим, не используя на полную собственные мощности предприятия способны обеспечить переработку 15 млн тонн, а сейчас перерабатывается лишь 4,6 млн тонн, или 40% от произведенного молока. Впрочем, падение покупательной способности приводит к сокращению спроса на молочную продукцию. А это, в свою очередь, провоцирует ценовые реверансы.
Большинство экспертов и аналитиков высказывают мнение, что формирование цен на рынке молока происходит дискриминационно: розничные цены в торговых сетях выросли на 45%, а оптово-отпускные на молокоперерабатывающих предприятиях — на 21%. В то же время, закупочные цены от населения выросли лишь на 8,4%.
Значительное колебание цен вызвало серьезное беспокойство у всех игроков рынка. Для стабилизации ситуации подключилось МинАП, инициируя в форме расширенного совещания конструктивный диалог между производителями, представителями перерабатывающей промышленности, торговых сетей, представителями отраслевых ассоциаций и соответствующих органов государственной власти. Министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко считает, что стратегическим выходом из ситуации является стимулирование кооперативного движения.
«Сегодня это единственный путь к новому качеству домашнего молока и повышению закупочных цен. В этом нам нужна действенная поддержка Верховной Рады, — сказал министр. — Минагрополитики приложит максимум усилий, чтобы в бюджете на 2016 г. были предусмотрены средства на дотации для производителей молочной продукции». Эксперты рынка отмечают, что Украине не столько нужно рассчитывать на дотации, сколько срочно повышать стандарты изготовления молока, чтобы беспрепятственно экспортировать продукты его переработки в различные страны мира, таким образом наращивая прибыльность отечественной молочной отрасли в целом.
Надежда на экспорт
В январе-апреле текущего года экспорт молочных продуктов составил 36,6 тыс. т на $59,8 млн. Это, по информации МинАП, на 5% больше (или 1,8 тыс. т), чем в январе-апреле 2014 г.
Наибольшую долю экспорта молокопродуктов составляют: молоко сгущенное — 49% (17,9 тыс. т); молочная сыворотка — 21% (7,7 тыс. т); молоко и сливки несгущенные — 9% (или 3,1 тыс. т).
Экспортировано сыра твердого — 6,6% (2,4 тыс. т), масла животного — 6,3% (2,3 тыс. т), кисломолочной продукции — 3,2% (1,2 тыс. т), казеина — 2,7% (1 тыс. т), мороженого — 2,3% (0,9 тыс. т). Однако, сегодня серьезных прибылей экспорт, по словам нескольких руководителей молокоперерабатывающих предприятий, не приносит. Из-за запрета на ввоз украинских продуктов в Россию, отечественные компании потеряли свои высокие позиции на високомаржинальном рынке соседей. Оправившись, украинские предприниматели вынуждены были думать о диверсификации рынков сбыта собственной продукции.
Эксперты указывают на третьи рынки. Надежду возлагают на возобновление поставок молочной продукции в Казахстан
Однако, покорить новый рынок не всем под силу самостоятельно, ведь каждая страна уникальна и имеет собственную систему сертификации, фитосанитарных стандартов, требований к безопасности и качеству продуктов. Учитывая это, аграрное ведомство взяло на себя роль посредника между бизнесом и потенциальными странами-импортерами.
В частности Алексей Павленко отнес к приоритетным задачам максимально способствовать отечественным производителям для создания всех необходимых условий, чтобы международные рынки были открыты для украинского молока и молочной продукции.
«Сейчас мы работаем над рядом соглашений о зоне свободной торговли с рядом стран и ожидаем положительные результаты уже к концу года», — сказал министр, подчеркнув, что качество продукции должно соответствовать международным стандартам и быть конкурентоспособным на мировых рынках.
Положительные результаты не заставили ждать до конца года. В частности для украинского молока и мяса в конце июня уже открылись казахские двери. Украине удалось согласовать снятие временных ограничений на ввоз на территорию Казахстана продукции 8 производителей.
Среди них — «Житомирский маслозавод», Каневский филиал «Клуба Сыра», «Литинский молочный завод», «Купянский молочноконсервный комбинат», «Компания «Зевс ЛТД», «Свеженькая», «Черкасская продовольственная компания», «Техмолпром».
И на этом точка не поставлена. Ведется работа по снятию временных ограничений казахской стороной на ввоз продукции других украинских предприятий. В частности, по информации Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, уже есть договоренности о таких предприятиях, как «Молочный дом», «Лакталис — Николаев», «Ичнянский молочноконсервный комбинат», «Звенигородский сыродельный комбинат», «Жашковський маслозавод», «Барский птицекомбинат», «Комплекс «Агромарс».
Возвращение украинских компаний на казахский рынок не окажет существенного влияния на молочный рынок страны в целом, считает директор консалтинговой компании «Инфагро» Василий Винтоняк. Зато, по его словам, может увеличиться конкурентоспособность продукции компаний, которые получили разрешение на экспорт.
Украина имеет потенциал по наращиванию производства молока и молочных продуктов не только на европейском, но и на новых рынках других стран, считает заместитель министра Владислава Рутицкая.
«Ключевой вопрос — внедрение системы стандартов ЕС. Сейчас происходит активная фаза адаптации законодательства Украины к европейским требованиям. Мы прилагаем максимум усилий для согласования требований и открытия как европейского, так и новых рынков, в частности, Казахстана», — сказала Владислава Рутицкая.
Как видим, и чиновники, и эксперты сходятся в одном: молочная отрасль имеет важное значение для страны. Поэтому для ее развития необходимо разрабатывать надежную законодательную базу, внедрять европейские стандарты качества, а потом стучать в каждые двери. Ибо только тем открывают, кто настойчив и последователен. (Ксения Мудрая специально для РБК-Украина/ Пищепром Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru