Россия: холдинг «КДВ-Групп» на кондитерском рынке Сибири
Холдинг «КДВ-Групп» возобновил производство классических томских конфет на мощностях фабрики «Красная звезда». Наверное, никогда раньше томичи так не переживали из-за сладкого, как после прекращения выпуска в Томске конфет «Томская птичка». С февраля 2015 г. холдинг «КДВ-групп», который приобрел кондитерскую фабрику «Красная звезда» в 2013 г., перенес производство этой томской достопримечательности на комбинат в поселке Яшкино Кемеровской области.
Новость о том, что производство «птички» переносится на комбинат «КДВ Яшкино», горожане восприняли крайне отрицательно. Как же так — главный томский продукт, бессменный подарок всем иногородним — и увозят из Томска?!
Такой маневр в холдинге объяснили объективными причинами — на площадке томского комбината «Красная звезда» не было возможности построить современные цеха, оборудованные автоматическими линиями, которые позволяют исключить человеческий фактор, а значит, существенно улучшить качество продукта. Кроме того, «Красная звезда» не имеет удобных подъездных путей, что затрудняет доставку сырья и вывоз продукции.
Как только на прилавках появилась новая версия конфет, общественное мнение забурлило. Конфеты стали совсем не такими, потеряли былой вкус «Птичьего молока», и это шло вразрез с логикой. Для организации производства конфет компания приобрела современную автоматизированную линию, так что качество должно было только расти, а не наоборот. К тому же новая линия позволила в разы увеличить объемы производств. Если «Красная звезда» ежемесячно производила максимум 200 т «Томской птички», то на заводе в Яшкино могли производить 700 т.
Для понимания ситуации нужно иметь в виду, что «Томская птичка» в Томске — это примерно то же самое, что пастила в Коломне или пряник в Туле. Продукт в высшей степени почитаемый и вызывающий гордость. И это помимо того, что история томской кондитерской фабрики берет свое начало в 1899 г. Что касается производства знаменитых конфет, то оно было пущено еще в 1966 г., и тогда конфеты назывались «Птичье молоко», а со временем новое лакомство очень полюбилось томичам.
В 1991 г. фабрика прошла реорганизацию и стала ЗАО. В 2003 г. у компании сменились собственники. В августе 2007 г. на фабрике открылся новый конфетный цех. Это позволило увеличить производство конфет на 600 т в месяц. «Птичка» продолжала оставаться одним из самых известных брэндов «Красной звезды», а многие по сию пору считают «Томскую птичку» лучшей в России.
Конец 2012 г. стал очередным переломным моментом в судьбе «Красной звезды». Ее приобрел холдинг «КДВ-Групп» — самый крупный в стране производитель кондитерских изделий и снеков. После этого на фабрике были закрыты цеха, производящие карамель и пряники. Исчез ряд конфетных марок, которые много лет выпускала «Красная звезда», зато появились другие сладости. Тогда же совладелец и генеральный директор «КДВ-Групп» Денис Штенгелов заявил, что со временем «Красной звезде» предстоит переезд в другой город — поближе к железной дороге, чтобы было удобнее доставлять на фабрику сырье. Летом 2014 г. стало известно, что «КДВ-Групп» планирует строить кондитерскую фабрику в Воронежской области, что, в общем, делало перспективы «Красной звезды» в Томске практически нулевыми.
С февраля 2015 г. на «Красной Звезде» перестали выпускать «Томскую птичку» и зефир. Линии по изготовлению этих сладостей начали работать в Яшкино на современном комбинате «КДВ», что позволило утроить мощность производства. Однако томичи стали замечать, что консистенция конфет, выходивших с автоматизированных линий, оказалась другой, да и вкус в связи с этим изменился. А еще раньше конфеты лишились «птички» в своем названии (теперь название принадлежит другой компании). В общем, поводов заговорить о том, что «птичка» теперь совсем не та», нашлось достаточно.
«Птичка» вернулась в Томск, потому что мы признали: то, что делает автоматическая линия, и то, что делали в Томске, — разные продукты, — говорит Денис Штенгелов. — Мы сразу понимали, что продукция будет разная: там более тщательное взбивание, а оно дает другой эффект. Мы ошибочно посчитали, что это не настолько существенно, а когда поняли, что существенно, признали, что неправильно сделали».
По словам руководителя холдинга «КДВ-Групп», после переноса производства «птички» в Кузбасс примерно половина его электронной почты была завалена письмами о том, что «мы неправильно сделали, перевезя «птичку» из Томска». Д. Штенгелов признается, что читал комментарии в Интернете по этому поводу и понял, что историческую справедливость нужно восстанавливать.
С 4 июня нынешнего года томскую «птичку» (новое название конфет — «Томские классические») снова стали производить на площадках фабрики «Красная звезда». Прежняя рецептура, прежние технологии и даже прежние мастера — это уже некая гарантия того, что «птичка» будет такой же, как раньше, и даже лучше, обещает производитель. По данным холдинга, в восьмидесятые для глазировки конфет стали использовать более дешевое сырье — глазурь (ее основа изготавливается из эквивалента какао-масла). Однако руководство «КДВ-Групп» решило вернуть не только производство знаменитых конфет в Томск, но и их глазировку настоящим шоколадом (из какао-масла) — более дорогим сырьем. Правда, по словам главы холдинга, производство ингредиентов в мире за 40 лет претерпело изменения. «Например, более тщательной стала очистка какао-бобов. Ранее советский шоколад был кисловат — это запахи, которые не могли убрать старые технологии. Сегодня люди пробуют шоколад без кислинки и говорят, что он какой-то «пластилиновый», но это и есть качественный продукт», — поясняет Д. Штенгелов.
В холдинге отмечают, что «птичка» в Томске будет «та самая», аутентичная. Именно для этого на предприятие вернулись работники, которые когда-то производили знаменитый продукт в Томске. «Позвонили, позвали людей обратно. Сейчас здесь работает одна смена, это 12 человек. Хотел бы, чтобы дошло до трех смен, — говорит глава холдинга. — А вообще, в системе «КДВ» это единственный участок с ручной работой».
В возобновление производства «КДВ» вложит около 8 млн. руб. Летом линия будет производить около 30-35 т «птички» в месяц, а чуть позже мощности вырастут. В целом «Красная звезда» сейчас способна производить до 100 т этих конфет в год. «Мы плюнули на себестоимость, взяли все самое лучшее — сливочное масло, шоколад идеальный, — что есть на рынке. В начальный период цена на полке будет 100 с небольшим рублей за коробку, — говорит Д. Штенгелов. — Вообще, справедливая цена, честная — это около 200 руб. за коробку. Это было бы оправдано с учетом ручной работы, подходом к ингредиентам, но пока так. Сейчас будет минимум 100 руб., возможно, на 150 руб. цена стабилизируется».
Производства «Томских классических» в Кузбассе не будет, говорят в холдинге, но там и дальше будут изготавливать суфле, которое, например, является основным ингредиентом венских вафель. Основным рынком сбыта обновленной «птички» будет Томск. «Я иллюзий не питаю. Конфеты с названием «Томские» тяжело представить как хит продаж, например, в Новосибирске. Вообще, раньше в каждом городе этот продукт производился, и люди абсолютно уверены, что лучшая «птичка» делается у них в городе. Я таких городов знаю минимум пятнадцать. Но самая лучшая — томская, в этом я убежден», — говорит Денис Штенгелов.
Сейчас на «Красной звезде» работают линии по производству конфет «Спринт», «Ярче!» и «птички». Еще есть котельная и цех по обжарке орехов. Коллектив предприятия — 150 человек, к которым в случае дальнейшего наращивания производства «Томских классических» присоединятся еще 30-40 человек. И если ранее Д. Штенгелов не исключал, что может перенести фабрику из центральной части города, то сейчас таких планов нет, несмотря на сложности, связанные с географическим расположением.
Холдинг «КДВ-групп» основан в 1994 г. выпускниками Томского государственного университета. Начинали с торговли сырыми семечками. В 1997 г. приобрели Яшкинский пищекомбинат — крупнейшее кондитерское предприятие в Кузбассе, в то время выпускавшее печенье. В настоящее время холдинг объединяет двенадцать производственных площадок, среди которых «КДВ Яшкино» (Кемеровская обл.), «КДВ Нижний Тагил», «КДВ Кемерово», «КДВ Минусинск» (Красноярский край), «КДВ Абакан» (Хакасия) и другие.
В конце двухтысячных ассортимент продукции был расширен за счет приобретения ЗАО «Бриджтаун фудс» (сухарики «Три корочки») и холдинга «Сибирский берег» («Кириешки», «BeerKa») — лидеров российского рынка снеков. Также «КДВ-групп» имеет права на брэнд «Баренцев». В настоящее время холдинг пробует себя в новых сегментах — в ритейле (проект сети магазинов шаговой доступности «Ярче!») и в сфере спортивной индустрии (проект «Кенгуру»).
В рейтинге 200 крупнейших частных компаний России, составленном журналом Forbes в 2014 г., холдинг «КДВ-Групп» занимает 128 место. Выручка томского холдинга составила 43,4 млрд. руб., при этом доходы увеличились на 10,8 млрд. руб. Журнал отмечает, что предприятию удалось обойти в списке Forbes компанию «Яндекс». (Эксперт-Сибирь/Пищепром Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru