Мировой рынок стали: итоги июня 2015 года
После относительно стабильного мая в июне на мировом рынке ускорился ценовой спад. Котировки на сортовой и листовой прокат на некоторых рынках опустились на $15-25/т, установив очередные многолетние минимумы. Причем, основная проблема заключается даже не в сокращении стоимости стальной продукции. В июне изменились настроения участников рынка. Если ранее считались, что цены вот-вот достигнут стабилизации, за которой последует медленное восстановление, то теперь ожидается, что прокат будет и дальше дешеветь. Надежды на достижение нового равновесия отложены, в лучшем случае, до конца лета.
Безусловно, главной «болевой точкой» на мировом рынке стали оказался в июне Китай. Агрессивность китайских металлургических компаний на внешних направлениях резко возросла, а цены на их продукцию упали до уровней, которые еще несколько недель назад казались неправдоподобно низкими. В первую очередь, это относится к сортовому прокату. В конце июня стоимость китайской катанки с добавлением хрома уменьшилась при экспорте до $335-345/т, FOB, а турецкие прокатчики получали предложения на поставку китайских полуфабрикатов по $330-340/т, CFR. Подешевел за месяц и листовой прокат. Горячекатаные рулоны китайского производства к концу июня опустились до менее $340/т, FOB, а холодный прокат обвалился до менее $400/т, FOB. В целом экспортные котировки китайских компаний при таких условиях соответствовали уровню 2006 г. Их снижение по сравнению с последним локальным пиком августа 2014 г. составляет теперь около 30-35%.
Поставщики стальной продукции из других стран оказались не готовы к такому шагу китайских конкурентов, которые смогли привлечь новые заказы за счет дешевизны и увеличить свою долю мирового рынка. Прежде всего, это относится к российским и украинским производителям, которые до самого конца июня стремились удержать цены на заготовку и горячий прокат при поставках в Турцию на уровне не ниже $350/т, FOB. В Европе горячекатаные рулоны из СНГ котировались на исходе месяца в интервале 370-385 евро/т, CFR/DAP, тогда как китайцы предлагали аналогичную продукцию в Италию по 340 евро/т, CFR и ниже, а в страны Западной Европы — по 360-365 евро/т, CFR Антверпен. В то же время, японские и корейские металлурги согласились на понижение цен на листовой прокат практически до китайского уровня.
Как отмечают специалисты, себестоимость производства у китайцев в настоящее время несколько выше, чем у российских компаний, затраты которых считаются сейчас наименьшими в мире — особенно, с учетом более чем 10%-ного понижения курса рубля по отношению к доллару в течение июня. Поэтому удешевление китайской стальной продукции поставило ее производителей на грань нулевой рентабельности, а некоторые компании, очевидно, работают сегодня с убытками. Повышение цен на железную руду, длившееся с начала апреля, в июне прошло через пик в районе отметки $65/т CFR Китай, сменившись новым понижением, однако стоимость сырья осталась выше $60/т, так что у китайцев больше нет особых возможностей для маневра.
Тем не менее, это отнюдь не означает, что внутренние цены на прокат в Китае, упавшие к концу июня до уровня 1999-2003 гг. (в потяжелевших с того времени примерно на четверть юанях), не могут снизиться еще сильнее. Практически все ведущие производители стали в стране анонсировали на июль дальнейшее уменьшение котировок. В национальной металлургической отрасли, и в самом деле, сложилась крайне тяжелая ситуация, из которой пока не видно выхода.
Потребление стали в Китае продолжает отставать от прошлогоднего графика. В China Iron & Steel Association (CISA) по итогам января-апреля оценивают спад примерно в 5% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. В то же время китайские компании практически не сбавляют оборотов. В мае в стране было выплавлено почти 70 млн. т стали, а по данным за пять месяцев объем выпуска всего на 0,9% меньше, чем годом ранее. Избыток предложения стальной продукции в Китае, который, по мнению многих экспертов должен был уменьшиться, на самом деле продолжает расти.
Объяснить это можно достаточно просто. Китайским металлургам в нынешней обстановке приходится выбирать между плохим и худшим. И продажи произведенной продукции по ценам ниже себестоимости — это наиболее приемлемый вариант. Недогрузка мощностей при традиционно высоком уровне постоянных расходов обвалит рентабельность еще вернее, а прекращение выпуска не только нанесет финансовый ущерб, но и приведет к потере рынка, на который потом будет исключительно сложно вернуться.
В июне проблемы китайских компаний обострились вследствие сокращения спроса на внешних рынках. В Азии идет сезон дождей, который традиционно приводит к снижению активности, особенно, в строительной отрасли. В мусульманских странах 18 июня начался Рамадан, который продлится до середины июля. Европейские и американские дистрибуторы уменьшили закупки металла в связи с приближением периода летних отпусков. Наконец, в США продолжается экономический спад, причиной которого стало прошлогоднее падение цен на нефть, а Европа никак не может выбраться из депрессии. Хотя в июне из ЕС поступали более-менее оптимистичные макроэкономические данные, промышленность и строительный сектор в странах региона пока демонстрируют лишь самый минимальный рост.
В принципе, в случае дальнейшего падения цен на прокат могут начаться банкротства китайских сталелитейных компаний, но произойдет это явно не скоро. Тем более, чем местные власти, очевидно, будут оказывать поддержку производителям, чтобы не допустить потери рабочих мест. Поэтому стабильность на китайском рынке стали в обозримом будущем восстановлена не будет. Некоторые эксперты рассчитывают на то, что китайское правительство пустит новую программу стимулирования экономики, чтобы поддержать падающие темпы роста ВВП. Но пока что перечень предлагаемых мер достаточно скромный. Для строительной отрасли, например, предлагается возведение современных микрорайонов на месте трущоб в крупных городах. Это, конечно, даст некоторую прибавку спроса, но, скорее всего, недостаточную для того чтобы спад сменился подъемом.
В результате конфликты на мировом рынке стали только нарастают. Ряд стран предпринимают меры по сокращению импорта проката — в первую очередь, конечно, китайского, но и другим поставщикам тоже достается. В начале июня стартовало антидемпинговое расследование в США, объектом которого стали экспортеры листовой стали с металлическим антикоррозийным покрытием из Китая, Индии, Тайваня, Кореи и Италии. В 2014 г. на американский рынок поступило из этих стран 2,5 млн. т продукции. Кроме того, в Канаде началось рассмотрение антидемпингового иска против поставщиков толстолистовой стали из Индии и России, а в Бразилии — из Китая. Индонезия и Индия повысили пошлины на импортный прокат.
Американское «стальное лобби» добилось одобрения Сенатом удобного для себя и весьма неприятного для металлургов из других стран положения, значительно облегчающего подготовку новых антидемпинговых процессов. Раннее для возбуждения иска необходимо было предоставить доказательства, что импорт наносит материальный ущерб американским производителям. Теперь же Комиссия по международной торговле (ITC) не может отклонить обвинения в нанесении ущерба на том основании, что у компаний-жалобщиков в период, покрываемый иском, возросла прибыль и улучшилось финансовое положение. На США в качестве примера для подражания в части ограничения импорта стали предлагает равняться европейская металлургическая ассоциация Eurofer.
Получается, что кризис на мировом рынке стали в ближайшее время, скорее всего, будет углубляться. После июньского спада и китайской экспансии развернуть котировки на прокат в обратную сторону будет весьма сложно. Чтобы стальная продукция опять начала дорожать, требуется или заметное ускорение роста глобальной экономики, прежде всего, в Китае, или существенное ограничение китайского производства стали. И то, и другое пока выглядит проблематичным. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru