Россия: 2015 — непростой год для ОАО «Челябинский металлургический коминат» (ЧМК)
Челябинский металлургический комбинат входит в число ведущих российских производителей металлопроката. Текущий год был непростым для комбината. С одной стороны, предприятие «звучало» как соответчик по искам крупнейших банков страны к группе «Мечел» о взыскании долгов. С другой стороны, на ЧМК на протяжении последних лет активно модернизировалось производство, и был завершен один из важных проектов — построен рельсобалочный стан. Объект мощностью 1,1 млн. т работал с небольшой загрузкой, дожидаясь разрешения на поставку рельсов от стратегического потребителя — Российских железных дорог. Недавно это одобрение было получено. О том, как изменится жизнь предприятия «после сертификата», об отношениях с банками и поставщиками ресурсов, ситуации в отрасли в целом в интервью агентству «Интерфакс-Урал» рассказал управляющий директор ЧМК Рашид Нугуманов.
— Как Вы оцениваете ситуацию в металлургическом секторе с начала года? Она принципиально отличается от прошлого года?
— Производственные результаты прошедшего периода показывают, что мы движемся с небольшим ростом — 3-4% относительно прошлого года. Пока мы не видим каких-то особых катаклизмов, которые не позволили бы нам выполнить намеченные планы. Поэтому мы надеемся, что сохраним объем производства по итогам 2015 г. на уровне прошлого года.
— Почему рост не планируете?
— Рынок — вещь сбалансированная. Мы с удовольствием бы запланировали рост, если бы росло потребление металлопроката в России. Но мы не видим пока оснований для этого: ЧМК не работает «ради тонн». Предприятие сосредоточено, в первую очередь, на повышении экономической эффективности производства, выпуске более маржинальной продукции.
Потребление нашей продукции остается стабильным во многом благодаря тому, что в строительстве не произошло падения спроса. Потребление арматуры в России — порядка 9 млн. т в год, наших из них — порядка 1,5 млн. т.
— Изменялась ситуация на рынке с точки зрения конкуренции со стороны Китая, Украины?
— Китайская продукция есть везде. Но девальвация рубля снизила конкурентные преимущества поставляемого в Россию проката.
Ситуация в Украине также накладывает свой отпечаток. Объемы поставок арматуры и металлопроката из Украины в Россию, безусловно, снизились. Возможности для производства у российских металлургических предприятий есть, поэтому мы и наши коллеги эту нишу заполнили.
— Как Вы оцениваете финансовое состояние ЧМК по итогам первого полугодия?
— О финансовых итогах первого полугодия можно будет говорить после завершения периода и официального раскрытия. Что касается первого квартала (2015 г.), то комбинат получил хороший результат — 7 млрд. руб. чистой прибыли. На итоги повлиял комплекс факторов: и переход к производству более маржинальной продукции — балке и рельсам, и меры по повышению эффективности структуры производства, и курс рубля.
— Насколько позволяет финансовое состояние ЧМК исправно платить по кредитам? Планируется ли гасить кредиты досрочно либо реструктуризировать задолженность? Есть ли трудности с какими-либо банками по погашению долгов?
— Показатели работы комбината позволяют чувствовать себя уверенно. Но нужно учитывать, что мы — не отдельно взятое предприятие, мы работаем в структуре большой компании. Долговые обязательства ЧМК нет смысла оценивать в отрыве от группы в целом. Комбинат тесно интегрирован как в производственную цепочку «Мечела», так и в структуру внутригруппового финансирования. Вопрос погашения задолженности решается в Москве. Уверен, что руководству группы в переговорном процессе удастся урегулировать вопросы долговых обязательств. Нам же важно обеспечить стабильную работу комбината и уверенность в завтрашнем дне 16-тысячного коллектива сотрудников предприятия.
— ЧМК в последнее время часто выдает «Мечелу» займы. Для каких целей, направляются эти средства на погашение долгов материнской компании? Сколько еще будет займов и когда?
— Нет смысла разделять «Мечел» и ЧМК. Это — единое целое. Такие внутригрупповые сделки — стандартная практика, это просто движение средств внутри большой компании. Это не благотворительность: займы внутри группы даются в соответствии с рыночными условиями, под проценты, которые действуют на рынке. Цель расходования этих средств — прерогатива материнской компании.
— Этот год ознаменовался серией исков к ЧМК со стороны «НОВАТЭК-Челябинск» (100%-ная дочка АО «НОВАТЭК» в Челябинской области. Как выстраиваются взаимоотношения с поставщиком газа?
— Мы в январе представили «НОВАТЭКу» график погашения долгов сначала до 1 мая, позже — до конца года. Этот график, может быть, с небольшим отставанием в 1-3 дня мы выполняем.
— На начало года озвучивалась общая сумма долга перед «НОВАТЭК-Челябинск» — порядка 2,5 млрд. руб., сейчас эта цифра выросла?
— На сегодняшний день общая сумма долга не выросла. Мы составили график (погашения долгов) с учетом сезонного снижения потребления: сейчас мы потребляем меньше, чем платим. То есть с учетом снижения потребления газа комбинатом в летний период мы планируем снизить сумму долга.
— В прошлом году генеральный директор «Мечела» Олег Коржов говорил, что они могут продать ЧМК (как целиком, так и частично). Есть ли какое-то продолжение этой темы?
— Нет. Продажа комбината не рассматривается.
— Ввод универсального рельсобалочного стана (УРБС) стал вехой в жизни комбината. Сколько видов фасонного проката на данный момент выпускается на УРБС и сколько будет освоено в 2015 г. с учетом ситуации в строительном секторе?
— Уровень загрузки рельсобалочного стана сегодня — 17-18%. Основной объем производства пока приходится на балку. Освоено порядка 16 видов фасонных профилей и два вида рельсов, до конца года планируем освоить еще порядка 12. Сегодня доля нашей строительной балки занимает уже более четверти внутреннего рынка.
На этом мы не собираемся останавливаться. Думаю, в долгосрочной перспективе доведем перечень выпускаемых профилей до 50 видов.
— Проект строительства УРБС вышел на окупаемость?
— Сегодня мы вышли, так скажем, «в ноль». Рельсобалочный стан не «тянет» на себя дополнительных средств. Это уже хорошо. По мере освоения новых профилей и увеличения производства рельсов начнется отдача. Мы так и планировали. Никто не ожидал, что как только стан заработает, сразу начнется возврат вложенных средств. Тем более рельсы — продукт специфичный с точки зрения организации продаж, и не только в России. В частности, к нам приезжали представители Deutsche Bahn, включили нас в список потенциальных поставщиков для немецких железных дорог. Но сама процедура сертификации новых рельсов у них занимает два года. Мы с ними начали эту работу, чтобы получить конкретный результат, должно пройти время. И это, на мой взгляд, правильно. Это — безопасность людей.
— Нареканий по качеству нет?
— Мы производим хорошие рельсы. Лабораторные тесты ВНИИ железнодорожного транспорта подтвердили не просто соответствие нашей продукции требованиям РЖД. По некоторым показателям — трещиностойкости, пределу выносливости, уровню остаточных напряжений — они превосходят лучшие мировые образцы.
— Кто сегодня уже покупает рельсы ЧМК?
— В 2014-2015 гг. рельсы были поставлены ряду российских холдингов, среди которых — предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающие предприятия и агропромышленные холдинги. Кроме того рельсы используются и на промышленных объектах самого «Мечела»: компания направила партию своей продукции для строительства инфраструктуры железнодорожной линии «Улак-Эльга», проложенной от БАМа к Эльгинскому угольному месторождению.
— Недавно ЧМК получил сертификат на производство рельсов для РЖД. Насколько увеличится загрузка стана?
— Наши рельсы прошли испытания по всем показателям качества. Это — долгожданная победа для ЧМК и для «Мечела», потому что это — реальный шаг по пути импортозамещения. Рельсы такого качества может выпускать, кроме нас, пока только один российский производитель.
Прокатывать установочную партию рельсов мы начнем уже в самое ближайшее время. Рассчитываем начать поставки рельсов для РЖД с августа.
Выпуск рельсов значительно увеличит загрузку УРБС.
— Удастся ли потеснить «Евразхолдинг»?
— Мы не ставим перед собой цели кого-то потеснить.
Новое оборудование позволяет российским производителям выйти на уровень лучших мировых аналогов, поэтому необходимость импортировать рельсы исчезнет. С завершением сертификации продукции нашего стана у РЖД появится возможность выбирать: взять продукт у нас или у «Евраза». Это нормально.
Если будут реализованы заявленные планы по строительству железных дорог Москва- Казань, в Сибири, то потребности РЖД вырастут, и заказов хватит для всех. Сегодня перед металлургами поставлена задача: чтобы рельсы выдерживали 1,2 млрд. брутто тонна-километров. Если мы и «Евраз» будем выпускать рельсы такой стойкости, тогда РЖД сможет значительно снизить затраты на их замену, а металлурги смогут получить прибавку к цене.
— Это выполнимо?
— У РЖД есть испытательное кольцо, на котором «накатывается» примерно 300 млн. брутто тонна-километров в год. Чтобы убедиться, что рельсы простоят 1,2 млрд. брутто тонна-километров, нужно их эксплуатировать 4 года. Результаты промежуточных испытаний наших рельсов позволяют говорить о том, что такая задача выполнима, но для того, чтобы это официально подтвердить, требуется время.
— Какова инвестпрограмма ЧМК на этот год, ее стоимость, основные проекты, динамика к 2014 г.?
— В 2014 г. капвложения составили 2,4 млрд. руб. На 2015 г. запланировано освоение 2,2 млрд. руб. с затратами на расширение производственных возможностей универсального стана, дальнейшую реконструкцию кислородно-конвертерного цеха и замену энергооборудования ТЭЦ. Реконструкцию конвертерного производства планируем завершить в следующем году. Мы вышли на 90% непрерывной разливки стали, ставим перед собой задачу в перспективе достичь 100%. Поэтому в планах есть строительство еще одной машины непрерывного литья заготовок. Кроме того в 2015 г. мы намерены завершить удлинение пролета здания машины непрерывного литья заготовок N5 для обеспечения планируемого роста объемов производства рельсов. Также мы в этом году готовимся к капитальному ремонту первого разряда доменной печи с реконструкцией. Предстоит большой объем работ: изготовление оборудования для подготовки к ремонту занимает год-полтора. Поэтому вкладывать начинаем уже сейчас.
— Планируются ли на ЧМК какие-то крупные инвестпроекты, подобные УРБС?
— Сегодня перед нами не стоит задача увеличить объем капвложений. Мы уже входим в число самых современных и модернизированных предприятий металлургии России. За последние 10 лет объем инвестиций в производство составил около 70 млрд. руб. Обновлены мощности нашего основного потока — начиная с аглофабрики и конвертерного производства, заканчивая универсальным станом и природоохранными объектами.
Сегодня в приоритете — совершенствование текущих проектов, таких как рельсобалочный стан, а также реализация мероприятий, позволяющих устранять «узкие места» и сокращать затраты, повышать рентабельность производства. Такой подход дает возможность расти разумными темпами с учетом непростой ситуации на рынке и необходимости снижения долговой нагрузки.
— Комбинат повышал цены на продукцию с начала года? Будут ли пересматриваться цены в ближайшее время, среднесрочной перспективе?
— Мы живем в условиях рыночной экономики. В декабре прошлого- начале этого года, когда курс «скакал», покупатели не понимали, что будет впереди, и вносили предоплату, чтобы зафиксировать цену, был ажиотажный спрос, который спровоцировал рост цен на металлопродукцию. Когда потребители заполнили свои склады и ажиотаж пропал, цена на металлы снизилась. Сегодня цены ниже, чем были в январе-феврале. Это — рынок.
— Насколько тогда цены повышали?
— На 10-15%, но сейчас они достигли уровня лета прошлого года. Кстати, это нетипичная ситуация, которая сложилась из-за потребительской паники в конце прошлого года. Обычно зимой потребление снижается, цены немного растут к летнему строительному сезону.
— На Ваш взгляд, как будет развиваться ситуация до конца года?
— Прогноз — дело неблагодарное. Хотя металлургия всегда развивается циклично: спад-подъем. Другое дело, что периоды спада-подъема по продолжительности могут быть разными. Сегодня в прессе звучат прогнозы, что строительный сектор во втором полугодии упадет в объемах примерно на треть. Что касается ЧМК, мы пока наблюдаем более-менее стабильную ситуацию. (Интерфакс/Металл Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru