Украина: ставки на недропользование являются самыми высокими в мире
В Министерстве экономического развития и торговли разработан проект методики определения фактической цены реализации для черных, цветных и легированных руд. Принятие данного документа в предложенном виде грозит обернуться для отечественных горнодобытчиков очередным усилением фискальной нагрузки.
Вопрос о создании новой методики по взиманию платы за пользование недрами был поднят правительством весной 2014 г. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители Минфина, Минэкономразвития, профильные ассоциации и участники рынка, наработавшие ряд предложений. При этом и профильные ассоциации, и представители бизнеса внесли ряд замечаний к предлагаемой методике. Однако решение этого вопроса зависло на год, и было вновь поднято в текущем году.
По второму кругу процесс пошел по старой доброй украинской традиции, когда власть инициирует изменения законодательства, интересуясь мнением производителей и экспертов лишь для проформы. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Азаровщина — она ведь в головах, и не зря когда-то нынешний премьер восторгался «образом настоящего государственного человека», который был создан Николаем Яновичем. Суть государственного подхода осталась та же — власть, как и прежде, продолжает смотреть на бизнес исключительно с фискальной точки зрения.
Стоит отметить, что менее чем за год — с апреля 2014 г. по март 2015 г. — изменения в налоговое законодательство относительно ставки платы за недра, в частности, для руд металлов и для железной руды, принимались несколько раз. В результате ставки на недропользование в Украине уже являются самыми высокими в мире. По оценкам компании PricewaterhouseCoopers, после принятия последних изменений в Налоговый кодекс ставка рентных платежей в Украине на 1 т товарной продукции превысит $3. В то время как сопоставимый показатель в Индии равен $2, в Австралии — $1,7, в Казахстане — $1, а в Бразилии и России — всего по $0,6. Поскольку очередная попытка еще раз повысить рентную плату была бы явным перебором, государство решило «поиграть» с методикой определения цены. При рассмотрении обнародованной на сайте Минэкономразвития методики обращает на себя внимание то, что подсчет выстроен таким образом, что в выигрыше в любом случае остается госбюджет.
Какие же правила определения цены предлагает установить Кабинет министров? В частности, при определении цены предлагается, что средняя цена за налоговый (отчетный) период будет определяться Минэкономразвития как среднее арифметическое значение цен на руду в мировых коммерческих информационных обзорах. При этом ориентиром должна служить бразильская мелкая руда с содержанием железа 66% при условии поставки CIF (порты Китая). Ориентир подобран, мягко говоря, не совсем подходящий. Специалистам хорошо известно, что добыча железной руды в Бразилии и в Украине — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Бразильские горняки разрабатывают открытым способом месторождения высококачественных руд (содержание железа в которых достигает 70%) с низкой себестоимостью производства. В Украине богатую железную руду (с содержанием железа выше 50%) добывают только в шахтах на трех криворожских предприятиях, а также в Днепрорудном. Вся добытая в Украине открытым способом руда имеет содержание железа всего 25-30%. Соответственно, украинским горнякам для получения конкурентоспособной продукции необходимо применять дополнительные технологии магнитного и флотационного обогащения, агломерации и окомкования, что увеличивает расходы на производство продукции. Таким образом, предложение украинских производителей ориентироваться на руду с содержанием железа 52% выглядит вполне обоснованным. Закрепленный в методике порядок определения логистической составляющей в цене также вызывает нарекания. В Кабмине предлагают просто умножать полученную среднюю цену на коэффициент 0,8. Однако обоснованность такого метода вызывает сомнения. Во-первых, если оглянуться в недавнее прошлое, 2011 г., то можно вспомнить, что транспортировка до Китая для бразильских производителей составляла 50% от цены руды, а для украинских — и того больше. Во-вторых, если фрахт стоимостью $13-15 сопоставить с ценой $44, то это 30% от цены, а если с ценой $60, то 25%.
Кроме того, существует еще железнодорожный тариф и услуги в порту, которые также не спешат снижаться вслед за железной рудой. В Федерации металлургов Украины отмечают, что поскольку горнорудные предприятия размещаются на разном расстоянии от морских портов, отгрузки совершаются различными по объему партиями, то реальные расходы отдельных производителей существенно отличаются. Например, расходы на 1 т при перевозке груза окатышей в 1 тыс. т не могут быть сравнимы с расходами на перевозку 1 т партии концентрата объемом в 50 тыс. т. Таким образом, обоснованным было бы учитывать реальный уровень фрахтовых и других логистических расходов.
В частности, в Федерации металлургов ранее предложили два подхода к определению логистической составляющей. Учетный, который бы рассчитывался предприятиями самостоятельно с использованием данных бухгалтерского учета. Либо расчетный на основе средних уровней затрат производителей на 1 т продукции по различным составляющим, в частности, расходам на железнодорожную перевозку, услуги портов и морскую перевозку с необходимой корректировкой при изменении составляющих логистических расходов. Тем не менее выбор между определением реальной стоимости транспортировки и коэффициентом был сделан в пользу последнего.
Курс валюты также установлен так, чтобы государство не оставалось в накладе, а в случае девальвации могло бы и неплохо заработать. Методикой определено, что фактическая цена реализации для руд черных и цветных металлов определяется за отчетный период как цена ты товарной продукции в гривнах по курсу Нацбанка по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным периодом. Если бы курс национальной валюты был стабилен, то вопросов к данному пункту не возникало бы. В нынешних же условиях гораздо более объективным было бы использовать средний курс Нацбанка за весь период. В конечном итоге введение новой методики приведет к увеличению фискальной нагрузки на отечественных производителей. «Предложенная редакция методики в случае ее утверждения приведет к очередному увеличению налоговой нагрузки на горнодобывающие предприятия, которые и так уже находятся в крайне тяжелом состоянии, и усилит искусственно созданные конкурентные преимущества российских производителей, которые позволяют им успешно вытеснять украинские предприятия с традиционных рынков сбыта железорудной продукции (Китай, СНГ, Восточная Европа)», — констатирует ассоциация «Укррудпром». Еще одним негативным фактором станет ухудшение конкурентоспособности украинских ГОКов на внешних рынках, на которые они вынуждены перенаправлять товарные потоки из-за вызванного войной сокращения выплавки стали в Украине. Сегодня мировые цены на руду держатся немногим выше отметки в $60/т, что лишь незначительно превышает точку безубыточности для украинских производителей. Кроме того, не стоит забывать об апрельском провале рынка и ценах чуть выше $40, а также среднесрочных прогнозах аналитиков, которые не дают горнякам шансов выше $60. В то же время расходы горняков неуклонно растут. Кроме увеличения ставок на недропользование в текущем году, тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом были повышены на 30%. Дорожают и энергоносители. При этом производители повышают зарплату своим сотрудникам, несут социальную нагрузку в городах присутствия, что также отражается на затратах предприятий.
При этом необходимо обратить внимание на то, что в условиях падения мировых цен на руду правительства других стран, в отличие от украинского Кабмина, поддерживают своих производителей. Например, власти Австралии весной отсрочили повышение роялти для горнодобытчиков. А ранее австралийцы ввели отсрочку на выплату рентных платежей для компаний, добывающих меньше 20 млн. т руды в год, а также замораживали тарифы на услуги морских портов. В свою очередь, власти Китая с 1 мая снизили налог на добычу железной руды наполовину, до 40% от базовой ставки.
Вишенкой на торте в этой истории служит тот факт, что власть, неоднократно декларировавшая намерения улучшить жизнь бизнесу, привлечь инвесторов, поднять страну в рейтинге Doing Business etc., слышать его предложения не желает совершенно. В частности, ассоциация «Укррудпром» отмечает, что все поданные ею замечания и предложения к методике остались без внимания. В свою очередь, в Федерации металлургов Украины сообщили о том, что подали свои предложения по проекту методики еще 28 января, но до сегодняшнего дня от Минэкономразвития не поступило ни ответа, ни приглашения на заседание рабочей группы. Также, по информации ФМУ, горнодобывающие компании Украины также не привлекались к разработке проекта новой методики.
В данном случае фактическое отсутствие какого-либо экспертного и общественного обсуждения является также нарушением действующего законодательства. Но, к сожалению, подобной практикой в Украине трудно удивить. Например, в марте за полдня до голосования в законопроект о внесении изменений в статьи 165 и 252 Налогового кодекса впихнули норму, исключающую возможность применения понижающего коэффициента в зависимости от содержания железа к ставке платы за добычу железной руды. На то, что при этом был нарушен Регламент ВР и даже Конституция, смотреть никто не стал.
Украинский бизнес давно уже требует от власти в первую очередь изменения сложившейся формы отношений и прозрачности принятия решений. И когда чиновники перестанут смотреть на него только как на дойную корову, тогда и произойдут все давно ожидаемые позитивные изменения в сфере бизнес-климата в Украине. МинПром отправил информационный запрос в Министерство экономического развития и торговли с просьбой пояснить его позицию при составлении методики. (Василий Январев, МинПром/Металл Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru