Украина: вступление в силу новых норм приведет к падению рынка пива на 20-22% относительно 2014 года
Министерство экономического развития и торговли разработало законопроект, предполагающий введение дифференцированного подхода к определению стоимости лицензии на оптовую продажу пива с отменой необходимости лицензирования для мини-пивоварен.
Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов. «Мы уже завершаем подготовку законопроекта для урегулирования подхода к проблеме. Разная стоимость (лицензии) в зависимости от объема бизнеса — вполне справедливый дифференцированный подход, с которым согласны пивовары, в т.ч. и крупный бизнес», — написал Нефедов. Согласно информации, опубликованной на его странице, мини-пивоварни и малых дистрибуторов предлагается освободить от уплаты лицензии, для средних пивоварен и дистрибуторов — существенно снизить ее стоимость, а для крупных компаний — оставить на нынешнем уровне в 500 тыс. грн. в год. Замминистра напомнил, что вступившая в силу с 1 июля норма о лицензировании оптовой торговли пивом наиболее существенно отобразилась на мини-пивоварнях, которые не в состоянии оплатить 500 тыс. грн за лицензию на оптовую торговлю.
«Не может микро-предприятие, с годовым оборотом чуть больше 1 млн. грн. заплатить сразу столь существенную сумму. Не может пивоварня-ресторан действовать по тем же правилам, что и крупный завод», — отметил Нефедов. При этом он подчеркнул, что указанные нововведения практически не влияют на крупные пивоваренные заводы и никак не помогают бороться с потреблением пива среди несовершеннолетних.
1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс о приравнивании пива к алкогольным напиткам. Согласно этим изменениям, вводится аттестация и лицензирование производства пива, сертификат соответствия продукции, лицензия на импорт и экспорт пива. Дополнительно предусмотрены новые требования к маркировке этой продукции, а также запрет на использование брэндированного оборудования и спонсорство спортивных команд. Также от производителей пива с крепостью более 8,5% требуется использование акцизных марок, как для вина и крепкого алкоголя. Помимо этого, нововведения запрещают рекламу пива на телевидении и радио в дневное время, а также внешнюю рекламу.
В то же время в парламенте уже зарегистрировано несколько законопроектов по упрощению регулирования производства и оборота пива в Украине, в том числе и правительственный. 1 июля пиво уравняли в правах с крепкими алкогольными напитками, из-за чего многим предпринимателям придется закрыть свой бизнес. Пенный напиток с содержанием спирта выше 0,5% теперь считается алкоголем. Изменения в «пивных» законах для рынка не стали неожиданностью — их ввели в Налоговый кодекс еще в конце прошлого года, отложив вступление в силу на шесть месяцев. Но их последствия будут далекоидущими. Для реализации спиртных напитков необходим кассовый аппарат, а сам торговый зал должен быть не менее 20 кв. м. Торговые точки, где продается пиво, отныне должны быть оснащены витринами и прилавками и иметь противопожарную сигнализацию.
Большинство киосков сегодня не соответствует жестким требованиям. Кроме того, придется купить лицензию на продажу алкоголя — она стоит 8 тыс. грн. в городах, и 500 грн. в селах. Для многих предпринимателей это немалые деньги. Проблема также в том, что магазины шаговой доступности и МАФы — один из главных способов реализации пива. По оценкам главы Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, киоски — это около 10% розничного товарооборота пива. Так что новые правила потребуют существенного пересмотра маркетинговых стратегий производителями. «Мы можем потерять несколько тысяч торговых точек, для которых покупка лицензии — дело неподъемное», — говорит президент «АВ InBev Украина и Россия» Дмитрий Шпаков.
Для многих пивоваров новые правила игры на рынке могут означать уход из бизнеса. Ведь им придется получать лицензии на оптовую торговлю стоимостью 500 тыс. грн. в год, а также на импортно-экспортные операции. Кроме того, нужно зарегистрировать в ГФС склады с пивом и приспособиться к новым требованиям по маркировке продукции.
«По новому законодательству на лицевой этикетке должны быть нанесены все данные о географическом названии места производства и производителе. Зачем — непонятно. Неужели потребитель, которому это интересно, не может повернуть бутылку и прочесть все необходимое на обороте? Особенную остроту эта проблема приобретает для импорта, на который клеится стикер с необходимой по закону информацией. Продукция со стикером на лицевой этикетке выглядит очень неэстетично», — поясняет исполняющий обязанности гендиректора «САН ИнБев Украина» Денис Хренов.
Крупные концерны приспособятся к изменившимся реалиям относительно легко. А вот для небольших пивоварен, которые из-за малого объема продаж не могут зайти в сети супермаркетов, это будет означать банкротство, уверен генеральный директор Союза малых и средних предприятий Вячеслав Быковец. «Небольшие пивоварни в некоторых регионах — это основные работодатели. Во всем мире государство развивает подобные предприятия, — говорит он. — У нас же их «пустили под нож».
Распространение законов, регламентирующих производство крепкого алкоголя, на пиво бессмысленно, считает руководитель отдела аналитики пивоваренной компании Efes Ukraine Елена Вишневская. «Контрафактного пива не существует. Пивоваренный завод — слишком сложное предприятие, чтобы можно было работать «в тени», — говорит она.
По словам директора по науке Института гражданского общества Анатолия Ткачука, выходом из ситуации должна стать упрощенная система локального производства вина и пива для потребления на отдельных территориях и в учреждениях. «Продукцию нельзя будет продавать за пределами определенной территории, она не конкурирует с крупными производителями, но дает занятость и поступления в местный бюджет», — поясняет эксперт. Правда, пока на такую снисходительность законодателей остается только надеяться.
Риски от введения новых правил не ограничиваются денежными потерями и возросшим объемом бумажной волокиты для предпринимателей. Ведь лицензию на торговлю алкоголем выдают структуры ГФС, а значит, ее сотрудники получили право инспектировать торговые точки на соответствие новым правилам.
«Это дополнительный контроль со стороны налоговой, головная боль, которая появится у предпринимателей, особенно у тех, кто летом выставляет маленькие палатки для продажи разливного пива», — утверждает президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак.
По его мнению, предприниматели и контролирующие органы «будут находить какие-то внеправовые режимы работы». «Это дополнительная коррупционная составляющая. Государство пытается наполнить бюджет, но эффект на самом деле будет обратный», — предупреждает он о последствиях. Новые правила создали пивоварам и проблемы с рекламой своей продукции. Отныне они не могут брэндировать продукцию для ресторанов. «Вследствие этого «фейерверка мудрости» мы должны убрать все стульчики, зонтики, всю брэндированную продукцию. Пепельницы можно брэндировать, а вот бокалы — ни в коем случае. Посуда, которая уже есть в заведениях, изыматься не будет, а распространение новой запрещено. Это бред, такого нет ни в одной цивилизованной стране мира», — говорит Хренов.
Станет меньше и рекламы пива на ТВ. Как и крепкий алкоголь, рекламировать его можно будет лишь по ночам — с 23:00 и до 6:00. Впрочем, и интересных фильмов на телеканалах поубавится. По оценке главы НТКУ Зураба Аласании, запрет рекламы пива серьезно подорвет украинский рекламный рынок. «Пивной рынок — это около 250-300 млн грн», — говорит он.
Главная причина ужесточения контроля над торговлей пивом — забота о здоровье украинцев. По информации Минздрава, среднестатистический украинец ежегодно выпивает 7 л крепкого спиртного, 60 л пива и не менее 7 л вина. В пересчете на чистый этанол это около 16 л спирта в год. В то же время Всемирная организация здравоохранения критической считает цифру в 8 л чистого спирта в год. «У нас в стране пиво стоит дешевле чем сок, что говорит о его доступности. А пивной алкоголизм тяжело лечится», — говорит член парламентского комитета по вопросам здравоохранения, народный депутат Андрей Шипко.
По оценке директора по маркетингу «Першо Приватной Броварни» Максима Васильева, вступление в силу новых норм приведет к падению рынка на 20-22% относительно 2014 г. Впрочем, в реальности это не значит, что украинцы станут меньше пить. «Любое ужесточение правил на алкогольном рынке приводит к увеличению теневого оборота», — рассказывает на правах анонимности владелец одной из крупных водочных компаний. По его словам, от «пивных» нововведений выиграют в первую очередь нелегальные производители водки, реализующие свою продукцию из-под полы. Также поправят материальное положение работники правоохранительных органов низших чинов, получившие возможность требовать дань с киосков, которые не могут отказаться от продажи пива. (banker.ua/Пищепром Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru