Деловые новости: Беларусь не выиграла от российского эмбарго

Деловые новости

2 янв. 2016 г.

Беларусь не выиграла от российского эмбарго

Летом 2014 г. Россия в ответ на санкции Евросоюза ввела свои контрмеры. 6 августа 2014 г. Владимир Путин подписал указ, запрещающий производителям из Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии в течение года поставлять на ее рынок продовольствие. Под действие эмбарго попали говядина, свинина, мясо птицы, рыба, сыры, молоко и плодоовощная продукция. Многие горячие головы сразу же принялись просчитывать выгоду белорусских производителей, для которых открывались «большие перспективы» (кому, как не белорусам, в первую очередь помочь соседям). О том, как изменилась структура белорусского экспорта в Российскую Федерацию за это время, насколько оправдались прогнозы экспертов, а также об отношении Беларуси к ситуации рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

Прежде, чем приводить цифры, представитель ведомства подчеркнул: ни Минсельхозпрод, в частности, ни Беларусь в целом никогда не рассматривали введение Россией продовольственного эмбарго как какую-то выгоду. Это, по меньшей мере, неприлично, говорит Алексей Богданов, речь в данном случае о том, чтобы помочь россиянам.

Буквально в течение считанных дней после подписания указа стороны оговорили возможности белорусских производителей по наращиванию объемов поставок по ряду позиций. Основная ставка делалась на мясо, молоко, сыры и картофель. Однако по итогам девяти месяцев действия эмбарго (с августа 2014 г. по май 2015 г.) рост произошел не по всем этим позициям. К примеру, экспорт молочной продукции за это время по сравнению с аналогичным периодом 2013-2014 гг. вырос на 23%, в то же время поставки мяса заметно просели.

Если говорить о молочной продукции, то из необходимых России 800 тыс. т сыра в год Беларусь до ввода эмбарго поставляла восточной соседке около 100 тыс. т. Примерно половину закрывают российские производители, 300 тыс. т составлял импорт из третьих стран, из которых 200-250 тыс. т — из Европейского союза. «После введения эмбарго во время встречи президентов наших стран Владимир Путин предложил Александру Лукашенко вместе работать над этим вопросом, — говорит Алексей Богданов. — Эту установку мы выполнили — нарастили объемы производства сыров (именно этот сегмент рынка больше всего пострадал в России). За девять месяцев белорусские производители увеличили поставки примерно на 45%».

Для этого, в частности, пришлось несколько изменить структуру производства. Если раньше в Беларуси больше молока сушили, то сейчас по просьбе российской стороны направили его на производство сыра и цельномолочной продукции. Понятно, что образовавшуюся дыру закрыть Беларуси полностью не удалось, но сделано было все возможное в данной ситуации. Ведь просто так взять и резко нарастить объемы выпуска продукции очень сложно: есть программа производства, есть оборудование с определенными мощностями. «Поэтому в том, что касается наших отношений в плане поддержки российского потребителя, мы свою задачу на 100% выполнили», — считает Алексей Богданов.

Что касается поставок мяса, то здесь все не так гладко. Экспорт мясной продукции за девять месяцев действия эмбарго составил 78% к девяти месяцам 2013-2014 гг. Единственное, в чем удалось немного прибавить, — мясо птицы, да и то всего около 2%.

В любом случае, каким бы ни был рост поставок в натуральном выражении, в денежном эквиваленте Беларусь потеряла. Наряду с открывающимися, казалось бы, большими возможностями произошла девальвация российского рубля, падение покупательной способности россиян и, соответственно, потребительского спроса. Этот и другие объективные факторы спровоцировали резкое падение цен как на мясную, так и на молочную продукцию (на 10% и 20-30% соответственно). В результате белорусские сельхозпроизводители недополучили за прошлый год от экспорта продукцию в Россию $560 млн.

Причем, что интересно: если те же сыры Беларусь поставляет россиянам по 220-230 рос. руб./кг (плюс доставка, НДС — выходит что-то около 250 руб.), то в магазинах они стоят почему-то раза в два, а то и в три дороже. Как поясняет Алексей Богданов, белорусская сторона эти цены не регулирует. «Мы вообще не нарушаем в этом плане ни одной буквы закона — не демпингуя и не завышая цены. Поэтому разобраться в данной ситуации должна российская сторона», — говорит он.

Наряду с наращиванием поставок сыров и некоторой другой молочной продукции выросли поставки картофеля и овощей. «Но говорить, что с вводом Россией эмбарго произошел какой-то всплеск экспорта белорусской продукции на этот рынок, будет неправильно. Мы планово двигаемся вперед, развивая экономические и производственные показатели у нас в стране и выполняя свои обязательства», — отмечает Алексей Богданов.

К слову, об обязательствах — ежегодно Беларусь и Россия подписывают прогнозные балансы спроса и предложения на основные виды продовольствия. Несмотря на некоторый рост поставок, в полном объеме в 2014 г. выполнить их все же не удалось. Это к тому, что многие в самом начале истории с эмбарго заявляли, будто через Беларусь в Россию пойдет очень много продовольствия из ЕС, что она начнет использовать сырье из стран, оказавшихся не у дел, чтобы оказаться в плюсе. Алексей Богданов не скрывает: «Да, к нам обращалось много участников рынка с Западной Европы, которые предлагали нам легализовать в Беларуси определенные схемы. Были, в частности, предприниматели из Польши, Эстонии, Литвы. Но всем им мы отказали».

«Что же касается сырья, то у нас в республике наблюдается рост производства и мяса, и молока. За январь-май 2015 г. Беларусь добавила 7% в производстве молока, 5,5% — в производстве мяса. Поэтому могу заверить: пользуемся мы своим сырьем», — говорит Алексей Богданов.

Нарастить объемы по молоку страна смогла в том числе благодаря реализации госпрограммы, в соответствии с которой до 2020 г. стоит задача увеличить объем производства молока до 9 млн. т (за 2014 г. было произведено 6,7 млн. т). «Плюс проводимая в республике модернизация молочнотоварных комплексов, совершенствование технологии производства молока, племенная работа. Отсюда и результат…», — добавляет представитель Минсельхозпрода.

Таким образом, возвращаясь к вопросу о том, выиграла ли Беларусь от эмбарго, введенного Россией, можно сделать вывод — нет. Страна не получила ни той небывалой выручки, которую пророчили многие, ни каких-то сверхвозможностей (Беларусь и без того занимает прочные позиции на российском рынке, а в последнее время перспектив хватает и на рынках третьих стран). Единственный плюс во всей этой истории — возможность заместить импорт из третьих стран за счет собственной продукции, производимой в Союзном государстве. Но ведь это выгодно не только Беларуси, но и России. (БелТА/Пищепром Украины и мира)

 

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru