Деловые новости: Туркменистан: перспективы индустриализации — переработка природного газа

Деловые новости

4 янв. 2016 г.

Туркменистан: перспективы индустриализации — переработка природного газа

В Туркменистане базовой научно-проектной организацией, работающей над решением вопросов подготовки, очистки и переработки газа, является Институт нефти и газа госконцерна «Туркменгаз», сотрудниками которого выделены и исследованы 4 основных направления технологических процессов переработки газа.

Первое направление — производство товарного экспортного газа, очищенного от технологически и экологически вредных неорганических и органических примесей. Указанное направление имеет огромное значение для заполнения экспортных газопроводов товарным газом (метан с не извлекаемыми примесями этана, пропана и бутанов). В настоящее время переработка необогащенных газов ограничивается их физической переработкой с получением небольшого числа товарных продуктов: товарного газа (основной продукт), смеси жидких углеводородов и серы (побочного продукта очистки сернистых газов от сероводорода).

Рациональное направление — комплексная переработка сырьевого газа, представляющая собой систему физических и физико-химических технологических процессов и сооружений для производства товарного экспортного газа (или сжиженного природного газа) и превращения извлекаемых из состава сырьевого газа органических и неорганических компонентов в товарные продукты с высокой добавленной стоимостью. С точки зрения комплексной переработки газа наибольший интерес представляют обогащенные природные газы и попутные нефтяные газы. Эти газы имеют схожие составы и являются идеальным сырьем для производства полимерных материалов, синтетических волокон, поверхностно-активных веществ, синтетических моющих средств и многих других продуктов органического синтеза. Большое значение комплексной переработки газа можно показать на примере переработки этана. Этан является важнейшим компонентом природных и попутных нефтяных газов и основным сырьем для производства этилена. Этилен является наиболее потребляемым в мире органическим углеводородом для производства ценных промышленных продуктов. Примерно 60% мирового потребления этилена приходится на производство полиэтилена различных марок (пленки, трубы, конструкционные материалы, защитные покрытия). За счет превращения этана через этилен в некоторые органические продукты происходит многократное повышение добавленной стоимости этана. Туркменистан располагает достаточным ресурсом обогащенных природных и попутных нефтяных газов, обладающих высоким потенциалом этана для производства этилена. Это позволяет ставить вопрос о целесообразности реализации в ближайшие годы по меньшей мере двух проектов переработки этана в этилен в составе газоперерабатывающих комплексов. Другими словами, комплексная переработка этана позволит в 2 раза увеличить добавленную стоимость товарного газа. Однако самое главное в том, что производство прогрессивных органических продуктов на основе природных газов — мощный стимул для диверсификации экономики страны, для интенсивного развития многих отраслей народного хозяйства.

Следующее направление – диверсификационное, это физическое превращение природного газа в сжиженное состояние. В результате сжижения объем природного газа уменьшается в 600 раз. Для низкотемпературной переработки газа характерны отсутствие технологических рисков, наличие типового высокопроизводительного криогенного оборудования, относительно низкие эксплуатационные и капитальные затраты. В последние годы в мире наметилась явная тенденция увеличения доли сжиженных газов, используемых в качестве моторного топлива. Широкому распространению газового моторного топлива способствуют его несомненные достоинства: большая теплота сгорания и высокое октановое число (100-105) по сравнению с традиционным бензином, значительно меньший выброс токсических веществ с выхлопными газами. Это обстоятельство позволяет многим странам всерьез рассматривать переход на сжиженный газ как альтернатива бензину и дизельному топливу. Использование сжиженного газа позволяет экономить нефтяные ресурсы, а производство не требует глубокой физико-химической переработки сырья и связано только с физической переработкой природного газа. Для использования газового моторного топлива легко могут быть приспособлены обычные бензиновые и дизельные двигатели. Автомобили заправляются сжиженным газом на стационарных специализированных автозаправочных станциях с помощью центробежных насосов, т. е. без применения компрессоров. Для заправки сжиженным газом автомобили оснащаются безопасными изотермическими баллонами с двойной оболочкой: внешней (из обычной углеродистой стали) и внутренней (из легированной стали). Внутренняя оболочка покрывается теплоотражающей фольгой, а в пространстве между оболочками создается вакуум, что позволяет хранить сжиженный газ практически без потерь. Сжиженный газ отличается удобством хранения и транспортировки. Очевидно, что в производство и экспорт СПГ в регионы мира представляют несомненный интерес. Немаловажен и тот факт, что потребителей привлекает безопасность хранения СПГ. Широкое освоение нефтегазоносных месторождений Каспия, ввод в строй магистрального газопровода Восток — Запад к морскому побережью и строительство крупного морского порта станут важным стимулом для строительства на берегу Каспия установки по производству сжиженного природного газа и морского терминала для хранения и отгрузки СПГ на экспорт.

Четвертое направление переработки газа – конверсионное, это физико-химическое превращение природного газа в синтетические жидкие углеводороды (альтернатива бензину, керосину, дизельному топливу). Многолетние крупномасштабные исследования, направленные на решение проблемы прямой конверсии метана в более тяжелые углеводороды, не дали экономически эффективных результатов. Поэтому единственным на сегодняшний день промышленным способом физико-химической конверсии газа является сложная двух-трехступенчатая конверсия метана. По этой схеме метан сначала подвергается парокислородной конверсии в так называемый синтез-газ (смесь водорода и монооксида углерода). Затем синтез-газ превращают в метанол, далее метанол превращают в диметиловый эфир (синтетическое топливо), бензин, этилен, пропилен и полимеры.

В настоящее время в Туркменистане в пос. Киянлы, расположенном на Каспийском побережье, ведется строительство газохимического комплекса по производству полиэтилена и полипропилена. Проект стоимостью более $3,432 млрд. осуществляется совместно с компанией TOYO Engineering (Япония) и консорциумом компаний LG International Corporation и Hyundai Engineering Corp. Ltd (Республика Корея). Мощность комплекса составит 386 тыс. т полиэтилена и 81 тыс. т полипропилена в год.

Одним из важнейших и перспективных проектов мирового масштаба должен стать завод по переработке природного газа в высококачественный бензин марки А-92, возводимый в местечке Овадан-депе Ахалского велаята.

Огромное внимание в отрасли уделяется совершенствованию и технической модернизации имеющегося потенциала топливно-энергетического комплекса. На Туркменбашинском комплексе нефтеперерабатывающих заводов в сотрудничестве с компаниями LG International Corporation и Hyundai Engineering Corp. Ltd возводится установка по производству высокооктанового легкого бензина из сжиженного газа, а также по переработке низкооктанового легкого бензина в высокооктановый, с установкой смешивания бензина. Планируется создание производств высококачественного синтетического жидкого топлива (нафты, керосина, дизельного топлива, легких масел) путем глубокой переработки природного газа, а также проект по производству сжиженного природного газа. Все эти продукты будут отличаться особой чистотой и качеством, что положительно скажется на сохранении окружающей среды и экологии.

В апреле 2015 г. во время туркменско-корейских переговоров на высшем уровне было подписано рамочное соглашение между госконцерном «Туркменгаз» и консорциумом компаний Республики Корея LG International Corp. и Hyundai Engineering Co, LTD. Заключен контракт на проектирование, закупку оборудования и строительство с полной готовностью к эксплуатации завода по производству синтетического жидкого топлива путем переработки природного газа. (trend.az/Химия Украины и мира)

 

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru